И.В. Баротова
Введение
В сегодняшний стремительный век человек стремится познать не познанное… Педагогика полна увлекательными идеями насчет того, как ускорить интеллектуальное развитие ребенка, развить его способности в различных видах творчества.
Занятия мультипликацией (анимацией) включают в себя различные виды творческой деятельности: изобразительное искусство в различных формах, литература, музыка, информатика, технология. Что позволяет познакомиться с разными видами искусства и обучиться разным техникам и научным подходам, при этом, не посещая узкоспециализированные школы, и, в тоже время, имея возможность не ограничивать себя в выборе чего-то одного. У ребенка появляется выбор. Тем более, вопрос решения педагогических задач средствами мультипликации – актуальная возможность решения проблем сегодняшнего дня: профориентационный выбор; работа с детьми девиантного поведения; с заболеваниями; одаренными детьми и т. д. Помимо этого, никто не станет отрицать, что жанр мультипликации любим всеми и детьми и взрослыми. [Авторская программа «Первые шаги в мультипликацию» Баротовой И. В]
В курсе предмета «Информатика» (автор Босова Л. Л.) рассматриваются элементы анимации.
В 7 классе в теме «Мультимедиа» — принципы создания движущих изображения.
В 9 классе при изучении темы по сайтостроению можно поместить анимированную картинку, созданную детьми.
Нас интересуют следующие вопросы: с помощью чего можно создать имитацию движения: проведение параллели между компьютерной графикой, gif-анимацией и мультипликацией (на примере stop-motion); какое программное обеспечение для этого реально использовать в школе, рассмотрим программы, которые бесплатны и имеют русский интерфейс; плюсы и минусы предложенных техник.
Графический редактор Paint
В Интернете много вопросов на тему Мультипликации, выбора программ для неё. Но достоверность советов сводится практически к нулю. Например, встречено на просторах Интернет: «Однако не стоит задумываться над тем, как создать мультик в Paint. На сегодняшний день существует огромное количество более современных и функциональных программ. Они позволяют сделать мультфильм бесплатно, но при этом на гораздо более качественном уровне.
Если вы новичок в мультипликационном деле, то наиболее подходящим решением для вас будет один из инструментов Adobe. Это всем известный Photoshop, а также Flash или After Light». [«Как создавать мультики на компьютере»//Информационный портал FB.ru. март, 2014 г] Считаю, совет может и дельный, но не для учеников, особенно – новичков в мультипликации. Именно, в «Paint» можно создавать картинки, которые копируя, изменяя фрагментарно, использовать в нижеизложенных программах для создания «движущих» изображений. Программа проста в изучении, свободна в доступе, изучается в школьном курсе. Тем более, данное программное обеспечение относится к стандартному набору программ операционной системы. Детей легко заинтересовать созданием мультфильмов, если в графическом редакторе, например, Paint создать 3 картинки лица, копировать эти фрагменты последовательно и просмотреть с помощью в «Мастера просмотра изображений и факсов» чередуя файлы. Образцы представлены на рисунке 1
Рисунок1. Копирование файлов в Paint с изменениями.
Stop-motion (покадровая смена)
Stop-motion — это видео материал, полученный из последовательностей кадров, снятых на фото, или выбранных из видео. В стенах школы, для создания мультфильма stop-motion можно использовать Movie Maker, наиболее известные аналоги: Mac OS по умолчанию стоит iMovie, на Windows – Киностудия Windows Live, также существуют Adobe Premiere, Sony Vegas, Pinacle и другие. Для создания полноценного мультфильма нужна основа — последовательные картинки.
В принципе, простой мультфильм, обладающий только личностной ценностью, может создать любой ребенок в возрасте примерно с 7 лет, если поймет азы мультфильма: покадровость, связка, озвучка. Для более серьезного подхода к созданию мультфильма stop-motion нужна достаточная подготовка, как техническая, так и информационная, что не всегда приемлемо на уроке. Вот одни из них:
- Малочисленные группы.
- Устойчивость средств съемки.
- Качество фотографий:
- четкость, красочность изображений;
- хорошо освещенные;
- уменьшенные, так как технические возможности компьютера могут не соответствовать работе с большим количеством изображений;
- удалены кадры с «браком».
- Создание копий при слишком резких переходах между кадрами.
Мультфильм в Power Point
Использовать для создания мультфильма в Мастере презентаций предполагается не фото или выбранные из видео изображения, а слайды и их демонстрацию в Мастере презентаций. Мастер презентаций – инструмент автоматического создания презентации с очень малой затратой сил.
Наиболее часто в Мастере презентаций анимацию создают следующими способами: встроенной анимацией и настройкой демонстрации слайдов: программа Мастера презентаций используется для монтажа ранее отснятых фото; оформление слайда, дублирование слайдов с последующими прорисовками сюжета на слайдах, настройка демонстрации слайдов.
Рисунок 2 показывает возможности способа 2b.
Рисунок 2. Фрагмент смены слайдов «Рост яблока».
Преимущества программы Мастера презентаций: доступность программного обеспечения. Power Point. Входит в пакет Microsoft Office. Связь со школьным курсом информатики. То, что используется в практике работы, удобно и ведет к запоминанию приобретаемых навыков. Отсутствие зависимости от освещения. Для создания анимации в Мастере презентаций свет и дополнительные источники освещения не важны. Не требуется устойчивость прибора съемки фото. Данный критерий не важен, т.к. объекты для мультипликации создаются в программном обеспечении.
Минусы программы Мастера презентаций для создания анимации, рекомендации к устранению: большой вес мультфильма. Так как работа состоит из графических объектов, то каждый объект сохраняется в памяти готовой работы. Чем больше объектов, тем больше память. Как это устранить: можно объединять «недвижимые» (неизменяемые) — при помощи команды – Группировать.
Таким образом, можно группировать множество мелких объектов в крупные части, меньше будет объем. В Интернет, как правило, изображения очень маленького веса – как вариант использовать рисунки из Сети. Медленная демонстрация: примерная минимальная единица демонстрации слайдов – 1 секунда. Для «одушевленного» мультфильма, это очень мало. Как это устранить: предусматривать сценарий, не требующий быстрой смены действий. Например, полет птицы, рост растений, действия в водоеме и т.д.
Мною были продемонстрированы разные виды движущих изображений, разные по смысловому наполнению, формату, весу, времени создания. Что их связывает – творчество детей, их показатель знаний из различных областей, способностей, уровень заинтересованности. Большая роль в творчестве детей отводится учителю. Именно он должен рассмотреть в любом ребенке талант, особенно, если ученик проявляет интерес к рисованию, в том числе и за компьютером, любит фантазировать и пытается фантазии воплощать. Педагог должен стать ребенку соратником, другом и помощником.
Литература
1. Авторская программа «Первые шаги в мультипликацию» Баротовой И. В Сергиевск, 2017г. //Электронный ресурс. Google-диск. Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/16zhq75Odj4RLH07QRtP0Ocn5y6FBY85h/view?usp=sharing.
2. «Как создавать мультики на компьютере»//Информационный портал FB.ru. март, 2014 г. Режим доступа: http://fb.ru/article/133458/kak-sozdavat-multiki-na-kompyutere-kak-sozdavat-multiki-na-android.