В наши дни компьютеры и различные средства коммуникаций становятся неотъемлемой частью каждого современного человека. Каждый ребенок сегодня уже с малых лет умеет пользоваться компьютером. Он быстро входит в его жизнь, поскольку интересен для него. Интерес ребенка к компьютеру вызван тем, что данное устройство несёт в себе образную информацию, которая наиболее понятна для него. В особенности внимание ребенка привлекает мультипликация, сопровождающаяся звуком и движением. Благодаря ей он получает эмоциональный и познавательный заряд.
Одним из инновационных способов современного образования детей является применение ИКТ в процессе их обучения в ДОУ. Данный метод обучения предполагает применение мультимедийных пособий. Как показывают научные исследования Ассоциации «Компьютер и детство», игры для персональных компьютеров, носящие развивающий и обучающий характер [1, стр. 19] благодаря мультимедийному методу подачи данных достигается ряд результатов:
- Гораздо лучше запоминаются числа и множества;
- Ребёнок быстрей учится читать и писать;
- Воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
- Развивается мелкая моторика
- Лучше развивается воображение;
- Ребёнок учится самостоятельно планировать свои действия.
Теперь разберемся, что такое мультимедийное пособие. Оно представляет собой небольшой мультик, в содержание которого входят занимательные вопросы, различные игры, яркие анимированные слайды. Основным принципом детской электронной презентации является «развлекаясь – обучаюсь!».
Что касается непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ, то её содержание должно быть весьма богатым на яркие иллюстрации звук и видеозаписи. Для этого используется компьютерная техника, которая в наши дни обладает огромными мультимедийными возможностями. Благодаря использованию мультимедийных пособий педагог может сделать образовательную деятельность значительно интересней для детей, более запоминающейся не только для учеников старшего возраста, но и для детей дошкольного возраста.
По мнению многих исследователей, ИКТ являются одним из ключевых компетентностей педагога, и рассматривается в качестве комплексного умения самостоятельно осуществлять поиски, анализ, передачу организацию и отбор необходимой информации обучающимся
Благодаря тому, что мультимедийное обучение имеет достаточно простую и интересную подачу информации, дети гораздо быстрее и лучше усваивают знания, которые предоставляются им во время образовательного процесса. В процессе выполнения заданий дети принимают участие, чувствуя себя значительно уверенней. Благодаря, положительным результатам, у них повышается самооценка, лучше усваивается материал, поскольку используются все каналы восприятия детей.
Для воспитателя мультимедийные пособии выступают эффективными помощниками в процессе проведения НОД. Помимо этого, они являются весьма удобным и результативным методом представления учебного материала. Благодаря их использованию педагог может погрузить детей в конкретную игровую ситуацию, а также сделать образовательный процесс более содержательным и интересным. Однако при этом не стоит забывать, что есть ряд правил, которые человеку необходимо придерживаться при работе с компьютером.
В процессе создания мультимедийных пособий, педагоги, как правило, используют утилиту Microsoft Power Point. Данная программа доступна каждому пользователю, имеет интеллектуально понятный интерфейс, благодаря которому разработка презентации занимает относительно небольшой промежуток времени. Интерфейс программы Microsoft PowerPoint весьма похож на иные офисные утилиты, которые позволяют использование собственных изображений, фотографий, видеозаписей [1, с. 19].
Использование средств ИКТ, в процессе обучения детей дошкольного возраста, а именно приложения Microsoft Office, позволит педагогу повысить свою профессиональную ИКТ-компетентность. Благодаря этой программе воспитатели могут создавать собственные методические пособия, презентации, иллюстрации и т.д., что в свою очередь позволяет сделать процесс обучения более эффективным.
Мультимедийное пособие я использую при проведении НОД с детьми, как:
- Демонстрационный материал (иллюстрации произведений, при рассматривании картин, сопровождающий материал к выступлению и т.д.);
- Дидактическая игра (отгадывание загадок, «Найди различия», «Убери лишние предметы», «Подбери тень для картинки» и т.д.);
- Приз за правильно выполненное задание (анимационная картинка, звуковое сопровождение, раскрашивание картинок и т.д.)
Имея небольшой опыт проведения непосредственной образовательной деятельности с мультимедийными пособиями, хотелось бы ими поделиться на примере мультимедийного пособия «Прогулка по лесу осенью» по познавательному развитию. В данном мультимедийном пособии представлены дидактические игры и упражнения:
- «Узнай дерево по листочку». Цель: научить детей различать деревья по листве; знать, как называются деревья.
- «Подбери тень для картинки». Цель: учить детей находить заданные силуэты предметов.
- «Убрать предметы». Цель: развивать словесно-логическое мышление.
- «Отгадай загадки». Цель: развивать способность отгадывать загадки, мышление детей.
Благодаря функциональным возможностям компьютера, по моему мнению, можно увеличить объём предлагаемого для изучения материала. Следовательно, знания, с применением мультимедийных пособий усваиваются ребёнком гораздо быстрей, а процесс обучения становится для него значительно веселей и интересней. Это, неоспоримо, окажет свое позитивное воздействие в процессе дальнейшего обучения детей в школе.