Савченко В.И.,
заместитель заведующего по ВМР МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» ст. Старощербиновская Краснодарского края
На этапе введения ФГОС ДО актуально проведение мониторинга педагогических компетенций педагогов с целью оценки качества образовательного процесса и определения направлений его дальнейшего совершенствования. В данной статье предложены принципы оценки педагогических компетенций, соответствующие вопросы для проведения мониторинга по основным направлениям деятельности педагога и примерные листы наблюдений для фиксирования его результатов.
Внимательное изучение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО, Стандарт), позволяет понять, что для практического осуществления основных его принципов, целей и задач педагоги должны обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. Поэтому важным в настоящее время является развитие профессионально-личностного потенциала каждого педагога, формирование соответствующих Стандарту педагогических компетенций.
В соответствии с ФГОС ДО педагогические работники, реализующие образовательную программу дошкольного образования, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:
обеспечение эмоционального благополучия через:
• непосредственное общение с каждым ребенком;
• уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях:
• создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в т. ч. принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в т. ч. ограниченные) возможности здоровья;
• развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
• развитие умения детей работать в группе сверстников;
• установление правил поведения в помещении, на прогулке, во время образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (встречи и прощания, гигиенических процедур, приемов пищи, дневного сна), непосредственной образовательной деятельности и пр., предъявление их в конструктивной (без обвинений и угроз) и понятной детям форме;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности, через:
• создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
• организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
• поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
• оценку индивидуального развития детей;
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
На этапе введения ФГОС ДО актуальным становится проведение мониторинга педагогических компетенций педагогов с целью оценки качества образовательного процесса в группах ДОО и приведения образовательной деятельности в соответствие со Стандартом.
Анализ содержания ФГОС ДО позволяет распределить педагогические компетенции по основным направлениям деятельности педагога:
• организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов, реализация требований Стандарта к индивидуализации образовательной деятельности и создание условий для позитивной социализации детей;
• организация непосредственно образовательной деятельности с учетом требований ФГОС ДО;
• организация взаимодействия с семьей;
• создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды в группе с учетом требований ФГОС ДО.
С целью проведения мониторинга проявления тех или иных педагогических компетенций воспитателями из содержательного контента Стандарта можно выделить соответствующие вопросы по обозначенным направлениям деятельности (приложение 1).
Для фиксирования результатов мониторинга могут использоваться предлагаемые примерные листы наблюдения. Так, с целью предварительной оценки уровня владения педагогическими компетенциями и их проявления воспитателем и, следовательно, оценки качества организации им образовательного процесса в группе старший воспитатель заполняет «Примерный лист наблюдения за образовательной деятельностью, организуемой педагогом в ходе режимных моментов, а также реализацией им требований ФГОС ДО к индивидуализации образовательной деятельности и созданию условий для позитивной социализации детей» (приложение 2). Аналогично заполняются листы наблюдения по остальным направлениям деятельности воспитателя.
Затем старший воспитатель совместно с педагогом, за деятельностью которого велось наблюдение, на основе зафиксированных результатов определяют уровень владения им педагогическими компетенциями, проявленными в ходе образовательной деятельности с детьми группы, как «достаточный», «неполный» или «компетенции отсутствуют».
На основе проведенного наблюдения в ходе последующей беседы-анализа старший воспитатель помогает воспитателю выстроить план развития (формирования) недостающих педагогических компетенций.
В зависимости от их уровня, с учетом предложенных рекомендаций (на уровне старшего воспитателя), педагог сам принимает решение о том, какие педагогические компетенции ему необходимо совершенствовать, а какие (полностью отсутствующие) развивать (на уровне воспитателя группы).
Проектирование совершенствования педагогических компетенций педагога на разных уровнях (воспитателя группы и старшего воспитателя) может отличаться. Многое зависит от самооценки (адекватной, заниженной или завышенной) воспитателя. Некоторая доля субъективизма может присутствовать и у старшего воспитателя. Но при высоком уровне профессионализма и сложившихся доверительных и уважительных отношениях между этими категориями педагогов ДОО больших разногласий не возникает.
Таким образом, учет результатов мониторинга каждым педагогом послужит основой проектирования совершенствования образовательной деятельности ДОО с целью приведения ее в соответствие со Стандартом.
Важно отметить, что в ходе данного мониторинга старший воспитатель сможет определить не только затруднения в проявлении педагогических компетенций педагогом и ошибки методического характера, но и приоритетные направления его деятельности.
В условиях введения Стандарта данный мониторинг должен стать нормой деятельности каждого педагога ДОО и старшего воспитателя. Он позволит осуществить самопроектирование воспитателем совершенствования педагогических компетенций, проявляющихся у него не в полной мере, а также развитие недостающих или полностью отсутствующих.
Предлагаемое примерное диагностическое акцентирование, проводимое старшим воспитателем с целью самосовершенствования или саморазвития воспитателем недостающих у него педагогических компетенций, позволит выйти на уровень требований, предъявляемых ФГОС ДО. А это является своевременным и необходимым условием методического сопровождения деятельности воспитателя в период постепенного перехода к реализации ФГОС ДО.
Кроме того, требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования являются ориентирами, кроме прочего, для анализа профессиональной деятельности. Повышение же уровня профессиональной деятельности предусматривает постоянный личностный и профессиональный рост педагога и самосовершенствование осуществляемой им образовательной деятельности с детьми и взаимодействия с их семьями.
Таким образом, практика введения Стандарта неизбежно выявит необходимость обсуждения различных вариантов «Карт педагогических компетенций воспитателя» и создания «Примерных листов наблюдения за образовательной деятельностью педагога ДОО». И возможно, представленный опыт станет отправной точкой на пути к этому.
25 Июн2019