• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
14 Июл2021

Моделирование предметно-пространственной среды по ФГОС ДО в группах раннего возраста

14.07.2021. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

Н.В. Антипова

Проблема воспитания и развития детей раннего возраста является одним из актуальных вопросов современности нашего государства.

На протяжении последнего времени очень много делается для возрождения педагогики раннего детства: создаются новые образовательные программы, разрабатываются новые развивающие технологии и методики.

В основе успешной реализации новых образовательных программ, разработанных для воспитания детей раннего возраста, лежит правильная организация предметно-пространственной среды в дошкольных организациях.

Существует множество различных определений развивающей предметной среды. В методических рекомендациях С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология: «Среда развивающая предметная — система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» [Новоселова С.: 94].

Зачастую малыши находятся в детском саду целый день, и окружающая обстановка должна не только их радовать, способствуя положительному настрою, но и воспитывать хороший вкус, а также должна быть многофункциональной, чтобы давать возможность реализовывать и углублять свои знания и умения.

Поэтому современному детскому саду необходимо выстроить предметно-пространственную среду таким образом, чтобы успешно могли функционировать следующие сферы развития ребенка раннего возраста:

— Физическая;

— Психологическая;

 — Эстетическая и речевая.

Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, и именно в возрасте от 1 года до 3 лет умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

Организация игр, музыкальных и театральных представлений, развивающих занятий – все это так же относится к предметно-пространственной среде.

Важным условием при моделировании предметно-пространственной среды для детей раннего возраста выступает реализация всех видов детской деятельности (и их разновидностей) в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными предпочтениями.

Ведущими видами деятельности (ФГОС ДО п. 2.7.) в раннем возрасте (1 год – 3 года) являются: — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; — экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); — общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; — самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр.); — восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок; — двигательная активность.

Поэтому детский сад формирует предметно-пространственную среду по принципу построения небольших пространств – «зон».

В групповом помещении детского сада для детей раннего возраста могут быть организованы зоны для следующих форм активности: приема пищи и занятий (столы со стульчиками); развития движений – «двигательная зона»; сюжетных игр, игр со строительным материалом, игр с машинками – «игровая зона»; изобразительной и музыкальной деятельности – «зона творческого развития»; чтения и рассматривания иллюстраций – «зона речевого развития»; игр с песком и водой; отдыха («уголок уединения»).

Принцип зонирования не означает, что предметная среда группы остается неизменной. Зоны могут меняться, объединяться, дополняться в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач [Новоселова С.:  21].

Все материалы и дидактические пособия должны располагаться в прямом доступе, но при этом не мешать и не сковывать движение малышей. Элементы каждой «зоны развития» (игры, игрушки) также должны периодически заменяться. В каждой зоне также должны своевременно появляться новые игрушки и предметы, которые будут стимулировать двигательную и познавательную активность малышей, развивать их игровую деятельность.

Развивающая предметно-пространственная среда включает в себя не только природу и окружающие его объекты. Для развития детей необходимо предусмотреть создание различных практических упражнений, которые включают в себя:

  1. Навыки развития речи;
  2. Сенсорное развитие;
  3. Мелкую моторику;
  4. Знакомство с природой и окружающим миром;
  5. Познание естественных наук через опыты и упражнения.

Ребенок раннего возраста познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувственной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его видению, пониманию. Однако педагогу необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и в последующем освоении действительности [Печора К.Л.: 42]. Идеальное количество детей, в котором необходимо взаимодействовать детям раннего возраста, – 5-6 человек. 

Правильная организация предметно-пространственной среды в группах раннего возраста и успешно подобранные задания, способствуют быстрой обучаемости детей, развитию речи, зрительному восприятию цветоформ, способствуют развитию игровых умений.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что правильно оформленная предметно-пространственная среда служит ребенку раннего возраста основой для увлекательного пребывания в стенах детского сада и всестороннего развития личности.

Оставить комментарий

Госуслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

Версия для слабовидящих

Сведения об образовательной организации

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Руководство
  • Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
  • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
  • Стипендии и меры поддержки обучающихся
  • Международное сотрудничество
  • Организация питания в образовательной организации
  • Образовательные стандарты и требования
  • Противодействие коррупции
  • Методическая копилка
    • Детские исследовательские работы, проекты
    • Лучшее оформление помещений, территории, участка
    • Презентации
  • Противодействие терроризму
  • Охрана труда
  • Гостевая книга

Ссылки

Официальный интернет-портал правовой информации

Архив новостей

  • Апрель 2025
  • Март 2025
  • Февраль 2025
  • Декабрь 2024
  • Ноябрь 2024
  • Сентябрь 2024
  • Август 2024
  • Июнь 2024
  • Май 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Январь 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июль 2023
  • Июнь 2023
  • Май 2023
  • Апрель 2023
  • Март 2023
  • Февраль 2023
  • Январь 2023
  • Декабрь 2022
  • Ноябрь 2022
  • Октябрь 2022
  • Сентябрь 2022
  • Август 2022
  • Июль 2022
  • Июнь 2022
  • Май 2022
  • Апрель 2022
  • Март 2022
  • Февраль 2022
  • Январь 2022
  • Декабрь 2021
  • Ноябрь 2021
  • Октябрь 2021
  • Сентябрь 2021
  • Август 2021
  • Июль 2021
  • Июнь 2021
  • Май 2021
  • Апрель 2021
  • Март 2021
  • Февраль 2021
  • Январь 2021
  • Декабрь 2020
  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Декабрь 2015
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Январь 2015
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
"Центр повышения квалификации" © 2017
  • Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты