Действительность, воздействуя на сознание человека, формирует в его восприятии и представлениях образа этой действительности. Внимательно наблюдая с определенного места за типичными для данного предмета признаками и частями, рисующий переносит наблюдаемое на бумагу, стремясь изобразить все как есть, на самом деле и как видит его глаз. Такой способ рисования называют рисованием с натуры. Латинское слово «Натура» переводится как «Природа», «реальная действительность». Натурой — предметом изображения может быть все сущее, т. е. все, что имеет свою форму свое содержание. Рисование с натуры, как считали психологи и педагоги А. В. Запорожец, Ф. Г. Казакова, Н. П. Сакулина, Н. Н. Поддъякова, оставляя человека с глазу на глаз с предметом изображения, заставляет задуматься над его формой и содержанием, определить его признаки и свойства, осмыслить их отношения, т. е. досконально изучить предмет; одновременно рисование с натуры воспитывает внимание и наблюдательность, учит правильно видеть и мыслить. Работа с натуры не только расширяет круг знании о реальной действительности — она позволяет изобразительными средствами закрепить образы понятых вещей и явлений, их сущность и красоту. Эти замечательные качества дали возможность рисованию с натуры стать одним из главных способов обучения изображению. Цель таких занятий: изобразить этот предмет. Занятия по обучению детей рисованию с натуры следует проводить с детьми старшего возраста (исследования Ф. Г. Кфаковой). Через рассматривание создаем образ именно этого предмета. Исследования В. М. Захаровой показали, что самый сложный этап занятия рисования с натуры — этап рассматривания предмета, т. к. в возрасте 5–6 лет восприятие еще в полной мере не сформировано. Исследования Н. Н. Поддъяковой и А. В. Запорожца (А. В. Запорожец использовал натуру при постройках строительного материала) могли выделить этапы восприятия предмета. Н. П. Сакулина уточнила эти этапы применительно к рисованию и предложила включить отдельный этап по восприятию цвета. Существует таблица, которую разработали А. В. Запорожец и Н. П. Сакулина: «Этапы сенсорного обследования предметов при рисовании с натуры». Целостное восприятие предмета с его эстетической характеристикой. Восприятие основных частей, их формы и величины. Сравнение этих частей по величине по месту положении. Вычленение деталей, их формы, величины, местоположение. Восприятие цвета. Целостное восприятие предмета с установкой на будущую изодеятельность. В процессе рассматривания натуры (отмечали Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова) проводится сенсорное обследование, которое специфично для каждого вида деятельности. В рисовании воспитатель обводит рукой форму предмета, как бы рисуя ее контур. Дети следуют взором за движением рук и яснее представляют себе возможный процесс изображения. В обучении рисованию с натуры важную роль играет подбор предметов для изображения. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Ф. Г. Казакова считают, что они должны быть простыми по конструкции, знакомы детям, привлекательны, выразительны. Учить детей рисованию с натуры следует с общей натуры, чтобы научить детей процессу восприятия. Дети могут рисовать: фрукты, овощи, игрушки, ветки с листьями и без листьев, комнатные растения. Для детей старшей группы берутся предметы с количеством частей не более 5 (одинаковые части считаются за 1). В подготовительной группе количество частей у натуры не более 8. Дети могут рисовать одиночные предметы или натюрморты; можно рисовать с натуры и пейзаж. Требование к постановке натуры: – Следует устанавливать натуру на натурный столик на уровне глаз детей или чуть выше, чтобы она была видна всем. – Натура должна вписываться в вертикальный фон. – Цвет вертикальной плоскости должен соответствовать фону листа детей. – Натуру руками не трогаем, не переставляем, она должна быть фиксирована в одном положении. – В боковом положении ставятся животные, машины и т. д. в анфас -образ человека. Рисование с натуры лучше проводить при дневном освещении или же при хорошем электроосвещении. Столы, за которыми дети сидят, ставят или в шахматном порядке, или полукругом. В конце занятия рисования с натуры проводится анализ детских работ. В старшей группе воспитатель учит анализировать работы: – Похожи ли работы на натуру? – Правильно ли выбран цвет? Соответствует ли натуре? – Отмечает качество закрашивания. В подготовительной группе, как отмечает М. Н. Доронова, возможна самооценка своей работы, самоанализ. Ребенок может еще раз издалека рассмотреть свой рисунок и определить, куда поместить его: где расположены похожие или туда, где находятся рисунки с ошибками. Для того, чтобы научить детей правильно воспринимать предметы, более точно изображать их, можно использовать в своей работе «тестовые рисунки» Огнана Занкова (Болгария). Метод строится на методе преднамеренной ошибки: «Найди ошибку художника». Тестовые рисунки— серия изображения, одно из которых верно, а в других допущены ошибки. С помощью этого метода можно пояснить детям способы рисования и закрашивания, способы выделения главного, соотношение частей, восприятие цвета, т. е. правильное восприятие предмета. Этот метод повышает интерес поставленной задачи, способствует большему сходству достижения с моделью. Формирует наблюдательность, образное и логическое мышление.
Конспект организованной образовательной деятельности по художественному творчеству — рисование с натуры в старшей группе Тема: «Рисование с натуры игрушки Чебурашка»
Цель: Учить детей рисовать игрушку с натуры, добиваясь схожести с данным предметом (форма, расположение, цвет).
Воспитывать аккуратность в закрашивании, в наложении штриховки.
Оборудование: Игрушка Чебурашка Натурный столик Тонированная бумага Цветные карандаши Простой карандаш Грамзапись
Ход занятия:
I ч. Воспитатель: —Дети, если вы отгадаете, про кого эта песенка, вы узнаете, кого мы будем рисовать. (Звучит песенка про Чебурашку). — Дети отгадывают
II ч. Воспитатель: — Вот такого красивого Чебурашку мы будем сегодня рисовать. Давайте его рассмотрим. Из каких частей состоит Чебурашка? – Голова. Какой она формы? – Туловище. Какое оно? – Что это? Лапы. Сколько их? Какой они формы? – Ножки. Сколько их? Какой формы? – Что больше: голова или туловище: – Где расположена голова? Туловище? – Как расположены лапы? Ножки? – Что еще есть у Чебурашки? – Какой формы уши? Большие они или маленькие? Где расположены? – Сколько глаз у Чебурашки? – Нос. Какой он? Какого цвета? – Рот. Какой он? Какого цвета? – Какой у нас Чебурашка по цвету? – Весь ли он коричневый? – Какая мордочка? Грудка? – Посмотрите на мои рисунки и скажите, какой рисунок у меня правильный, какой Чебурашка похож на натуру? Почему? (тестовые рисунки, ответы детей) Воспитатель: — А теперь вы будете рисовать вот такого Чебурашку. Кто будет постоянно посматривать на Чебурашку, у того получится хороший рисунок.
III ч. Дети рисуют. Звучит грамзапись.
IVч. Анализ «Рассмотрим рисунок» (2–3 штуки). Дети, но пока вы рисовали, мне Чебурашка по секрету сказал, что ему нравятся все ваши работы. И он хочет подарить вам на память цветочек. (Чебурашка дарит детям цветы)
Бовина Н. Р. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста рисованию с натуры // Молодой ученый. — 2019. — №1. — С. 157-159. — URL https://moluch.ru/archive/239/55365/ (дата обращения: 09.12.2019).