Одним из эффективнейших методов развития творческого воображения дошкольников считается метод проектирования. Его популярность объясняется тем, что инструментарий данного метода дети осваивают непосредственно на практических примерах.
Чтобы ребёнок научился грамотно проектировать, ему необходимо увидеть положительные и отрицательные стороны того или иного объекта, явления, найти противоречие в предложенной задаче и затем, используя различные ресурсы, попытаться подойти к идеальному результату.
Знакомство с методом целесообразно начинать с простых задач. Также необходимо подвести ребёнка к пониманию того, что не следует бояться каких-либо изменений в привычных вещах. Используя приёмы «фантастического сложения» (что будет, если прибавить?) и «фантастического вычитания» (что будет, если убрать?), предложите детям поэкспериментировать: что будет, если к дому прибавить колеса? У стула убрать спинку? К брюкам пришить куртку? Из детского сада убрать кухню?
При решении таких задач ребёнок может проанализировать, какие новые функции появятся у предмета, каким будет конечный результат.
Эти приёмы хорошо работают на занятиях по конструированию, моделированию (особенно с элементами аппликации, рисования, лепки), когда можно получить реальный результат
Приведём несколько задач и варианты их решения дошкольниками с использованием метода проектирования.
«Представьте, что из города исчез весь транспорт — машины, автобусы, троллейбусы и т.д. Как быть людям в этой ситуации? Ведь нужно добираться на работу, в школу, детский сад».
Первая реакция детей: «Как хорошо, что можно не бояться транспорта, играть в мяч на дороге, бегать». Затем подумали об экологической ситуации — не будет дыма и грязи от машин. И наконец, встал вопрос, как же добираться в детский сад, в школу, в поликлинику, на работу.
Налицо противоречие: отсутствие транспорта, с одной стороны, хорошо, с другой -плохо. Дети предлагали самые разные решения: от простых (перейти всем на самокаты, велосипеды, ролики и скейты) до сложных (расположить заводы, школы, детские сады, больницы, жилые дома близко друг к другу).
Другой пример (хрестоматийный, предложенный ещё на заре применения теории решения изобретательских задач в детском саду) также связан с методом проектирования. Кроме того, при решении этого примера очень важна нравственная позиция ребёнка.
«Одинокому дедушке, живущему в деревне, подарили маленького щенка. Дедушка хочет построить своему новому другу будку. Каким должен быть вход в неё?»
Сделать вход маленьким не годится — ведь щенок вырастет, и дедушке придётся всё переделывать. Большой вход также отвергнут детьми: в будку будет задувать ветер, попадать дождь и снег, щенок может простудиться.
Налицо противоречие и разнообразные решения детей: «Вход надо сделать большим, но он должен закрываться и открываться», «Нужны створки или небольшие ставенки», «Сделать дверь на пружине или на резинке», «Роль двери может выполнять обычная плотная ткань.
Большинство современных педагогов стремятся донести до детей готовые знания, которыми владеют сами. В этом случае роль взрослых сводится к созданию условий для формирования у дошкольников интереса к предлагаемой теме. Используя же метод проектов, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, генератором развития их творческого потенциала.
.
На одном из занятий была обыграна следующая ситуация. В лесу поселился разбойник — филин, который не давал житья маленьким зверятам: зайчатам, барсучатам, мышатам, бельчатам. Необходимо было найти решение, позволяющее без каких-либо жестоких действий избавиться от крылатого разбойника. Идеальное решение заключалось в том, чтобы филин сам покинул этот лес. Были предложены и уговоры, и задабривания, и откровенно агрессивные действия (самое мягкие из которых — посадить филина в клетку или сделать для него ловушку). Но в результате дети вышли на неплохое решение — напугать разбойника страшным чучелом., увидев которое филин навсегда улетит из этого леса.
Ещё одна интересная ситуация, связанная с идеальным решением, была предложена детям и обыграна в виде маленького представления. Ее участниками стали аист, лягушонок и три маленькие рыбки. Суть сюжета в следующем: лягушонок, живший в болоте, решил перебраться в чистый пруд. Дети сразу поняли: поскольку в пруду вода гораздо чище, чем в болоте, зелёному лягушонку будет сложно спрятаться ел аиста. Уже после того как аист всё-таки поймал лягушонка и приготовился его проглотить, на помощь приплыли маленькие рыбки. По сюжету рыбки должны были помочь лягушонку. Но как? С огромным аистом справиться не просто. Идеальный конечный результат («аист должен сам отпустить лягушонка, широко открыв клюв»), появились наиболее удачные решения’ «Рыбки должны пощекотать аисту лапки хвостиком и плавниками», «Станцевать перед аистом красивый танец, чтобы он разинул от удивления клюв, или просто рассмешить его, показав забавную сценку».