М.Н. Любаха
Использование в процессе обучения истории и обществознания технологии развития критического мышления на уроках истории позволяет развивать у учащихся навыки критического анализа, повышать уровень их самостоятельности, обеспечивать учёт индивидуальных особенностей школьников. Технология развития критического мышления позволяет развивать умения сотрудничать и работать в группе, систематизировать информацию, ставить цель и пути ее достижения, планировать результаты. Кого-то может напугать название данной технологии, поскольку со словом «критика» мы связываем что-то обидное, болезненное для человека. Несмотря на то, что единого взгляда на понятие «критического мышления» не существует, разработчики данной технологии определяют под этим понятием стратегию поиска рефлексивного мышления, способ выдвижения новых идей и расширение личностных возможностей. Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.
Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что визуально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели я нахожу использование на уроках методики создания лэпбука. В основном практикую это в 5,6,7 классах.
Таким образом, сама технология и отдельные ее приемы позволяют в ходе урока развить у учащихся критическое, историческое мышление, сформировать познавательный интерес. Применение данных приемов во внеурочной деятельности не только возможно, но и необходимо, поскольку дополняет умения и навыки, полученные на уроке возможностью личностного роста. В условиях применения данной технологии ребенок не оторван от ученического коллектива, а максимально включен в работу и ориентирован на активное участие в решении проблемы, поставленной мной на уроке.
Автором лэпбука считают американку Тэмми Дюби. Она придумала наполнить небольшую папку разнообразными картинками, кармашками, стишками и бумажными поделками для закрепления и сохранения информации, которую освоила со своими детьми. Это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон. Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
В такой папке собирается материал по определённой теме, который помогает ребёнку систематизировать знание; по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме. Темы могут быть как широкие, так и узкие. В такой книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по заданной теме.
Т.е как вы уже поняли –это проект, который создаётся в результате самостоятельной исследовательской деятельности.
Расскажу на примере лэпбука о Второй Мировой войне как выглядят мои лэпбуки. Мой лэпбук содержит 4 разворота на которых размещены познавательные элементы:
1. Хронологическая линейка. Предназначена для ознакомления детей с основными событиями Великой Отечественной войны.
2. Ордена и медали. В кармашке представлена информация о самых известных наградах, присуждаемых во время Отечественной войны.
3. Кармашек «Военные символы». Содержит карточки с краткими характеристиками военной символики СССР и фашистской Германии.
4. Кармашек «Факты о войне».Содержит краткую информацию для сравнения СССР и Германии: о лидерах стран, о союзниках, о целях войны и о потерях двух стран в годы войны.
5. Панорама «Знамя Победы». Содержит информацию о истории водружения Знамени Победы над Рейхстагом.
6. Кармашек «Полководцы». В нем представлены фотографии Г. К. Жукова, К. К. Рокосовского, Л. А. Говорова, Х. И. Баграмяна и др.
7. Есть кармашек «Герои – земляки» с фото.
8. Список «Города-герои». Перечень названий городов-героев.
9. Книжка-панорамка «Военные памятники». Представлены самые знаменитые памятники и краткая информация о них.
10. Мини-книжка «День Победы». В книжке дана информация по таким разделам как «Праздник Победы», «Парад Победы», «Знамя Победы», «Салют Победы», акциях «Бессмертный полк» и «Георгиевская ленточка».
11. Кармашек «Военная форма времен ВОВ». Здесь собраны фотографии военных в форме.
12. Кармашки «Стихи о Победе», «Художественная литература о войне».
13. Кармашек «Художники о войне». В нем подборка репродукций картин о войне советских художников.
14. Кармашек «Фото с фронта».
15. Книжки – раскладушки «Военная техника времен ВОВ», «Оружие времен ВОВ». Содержит подборку фотографий техники и оружия времен ВОВ