Е.В. Альмухаметова
С самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад №244» г.о. Самара особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
Целью нашей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
В рамках реализации работы в этом направлении в ДОУ создана картотека квест – игр по систематизации знаний детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения.
Значительное место в обучении дошкольников уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению правил дорожного движения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует использования в образовательном процессе действенных и результативных инновационных технологий. Стремительно набирает популярность квест – технология — вид исследовательской деятельности, проблема, где воспитанники осуществляют поиск информации. Квест ненавязчиво, в игровом и занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов, развивает фантазию, творчество и самостоятельность участников. Квестам присуща соревновательность, неожиданность. Чтобы увлечь ребят, обучить чему-то новому, охватить всех участников и дать возможность проявить себя каждому, требуется большая подготовка, задействование творческих ресурсов воспитателя.
Повышает активность и стимулирует желание к познанию у ребят и тот момент, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего.
Квест – это приключенческая игра, которая приводит из точки А в точку Б, путем решения различных задач. Квест очень похож на игру по станциям, но имеет существенное различие, в первом случае ребятам открыто говорят куда идти (или выдают карту), во втором ребятам выдается задание, выполнив которое они должны понять куда следовать.
При составлении квеста очень важно:
- наличие интересных героев
- наличие наград за проделанные задания
- наличие ведущего команды (воспитатель, родитель).
В ходе квеста воспитанники выполняют задания по знанию и закреплению правил дорожного движения одно за другим.
В игре собери дорожный знак дети, выполнив задание, нашли подсказку на обратной стороне собранного знака: где они встретят следующего персонажа, который раскроет следующие загадки.
В конкурсе состязание скоростей, с накручиванием веревки на палочку, в кабине машины было найдено задание для следующего состязания.
В игре отгадывание загадок персонаж за каждый правильный ответ дает часть пазла, собрав который дети узнают, куда идти дальше.
В игре отметь и зарисуй места наилучшего размещения светоотражателей, детям предлагается картинка с изображением дорожной ситуации, на которой им нужно нарисовать места где по их мнению должны разместиться светоотражатели.
В игре решение ребусов сказочный персонаж предлагает детям разгадать зашифрованное слово, спрятанное в ребусах.
В игре подбери знак к представленной ситуации, детям показывается макет перекрестка на который нужно правильно расставить дорожные знаки.
В игре спортивное состязание дети должны на самокате проехать полосу препятствий соблюдая правила дорожного движения.
Задания подбираются с учетом смены деятельности детей. После выполнения каждого задания дети получают часть карты. В результате выполнения всех заданий дети собирают целую карту.
В каждом пункте квеста детей встречает герой, который объясняет детям задание, а также дает подсказки, куда идти дальше. В заключение квеста дети обязательно поощряются памятными призами (например, фликерами, раскрасками или книгами по правилам дорожного движения).
Подводя итог, необходимо отметить, что успех проведения квест – игры во многом зависит от хорошо продуманного сценария, подготовленных технических средств, материала, оборудования, возрастных и психологических особенностей детей, от умения импровизировать.
Работа, нацеленная на введение в образовательный процесс квест–технологии позволяет создать условия для саморазвития, самообучения, самовоспитания детей, раскрытия индивидуальных возможностей. Квест – игра способствует формированию людей нового поколения: неординарно мыслящих, творчески активных, способных принимать нестандартные решения. Что и является основным требованием ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы ДО (г 4, п. 6.)
В квест-технологии педагоги могут реализовать свои творческие возможности, проявить профессиональную увлеченность, развить у детей поисковый интерес, способность мыслить нестандартно, накапливать практический опыт.