Артемьева О. И., Литвинова Н. А.
Каждый человек хотя бы раз в жизни пил родниковую воду.
Живёт родник – значит живёт и здравствует население.
В старину существовало поверье, что напившись родниковой воды, человек способен почерпнуть силу самой земли. Именно отсюда идет обычай расчищать и обихаживать ключи, пить целебную воду и совершать в ней омовение. В отличие от других городов жителям нашего села повезло — мы пьём природную, а не хлорированную воду.
Когда педагоги с воспитанниками в очередной раз совершали экскурсию по окрестностям нашего села, мы вышли к роднику. Из рассказов детей стало понятно, что ребята имеют представление, что такое родник. Кто — то здесь был с родителями, кто — то приходили всей семьей за водой, а кто — то был и на других родниках.
У ребят возникло много вопросов: откуда вода в роднике? Откуда он берется? Какие родники есть в нашей местности? Какую пользу он приносит? Почему в роднике вода холодная? И много других интересных вопросов. Мы решили разобраться с этими вопросами.
И так у педагогов возникла идея, разработать познавательно-исследовательский проект «Родники Шенталинского района», в процессе которого дети узнают много нового; исследуют, экспериментируют, проведут разные опыты, и много интересного узнают о родниках Шенталинского района.
Основная идея: Познакомить детей с родниками Шенталинского района, со свойствами воды родников. Прививать любовь к родной природе, родникам — источникам чистейшей святой воды. Привлечь родителей и социум к совместной деятельности.
Сроки выполнения: июль 2020 г — январь 2021 г.
Участники: творческая группа педагогов СП ДС «Звездочка», родители, отряд «Зеленые ладошки» (воспитанники старшей группы «Шалунишки»).
Формы работы:знакомство с родниками, местностью; проведение непосредственно-образовательной деятельности, опытно-экспериментальной работы, познавательных игр, целевых прогулок, экскурсий к родникам, экологические акции, способствующие реализации целей исследования.
Ожидаемые результаты: воспитание у детей бережного отношения к родникам; развитие навыков экспериментирования и исследования; возможность местному населению пользоваться чистой родниковой водой в благоустроенном месте.
На первом этапе нашей
работы мы решили выяснить, что такое родник. Эту информацию мы с детьми и
родителями нашли в интернете.
Мы узнали,
что родник — это источник подземных вод, который выходит из под земли наружу.
На территории нашего района есть несколько родников. Наша творческая группа вместе с детьми из отряда «Зеленые ладошки» побывали на родниках Шенталы. Обратившись в центр Госсанэпиднадзора Шенталинского района, мы выяснили, что родники района контролируются.
Они находятся в лесопарковой, лесной местности, где нет промышленных объектов, не ведутся сельскохозяйственные работы. Специалисты органов Санэпидемнадзора, обследовав воду, пришли к выводу, что родниковая вода района пригодна для питья. На карте они помечены нами зелёным цветом.
Важной информацией для нас было то, что один родник в начале нашего исследования, не пригоден для питья (ул.Пищепрома). Ранее было замечено, что вода из этого родника шла мутноватая. Поэтому на карте нашего села мы пометили этот родник красным цветом («Запрещено»). И чтобы спасти этот родник, мы организовывали встречу с Главой сельского поселения Шентала муниципального района Шенталинский. Участвовали при проведении акции «Чистые родники». Проблема, озвученная устами ребёнка, не осталась без внимания.
И вот так выглядит родник по улице Пищепрома в настоящее время:
1.Метолическая труба.
2. Бетонная плита.
3.Спуск к роднику посыпан песком вдоль металлических ступенек.
4.Территория родника чистая, трава скошена, мусора нет.
5.Русло углублено, отсыпано песком и выложено кирпичом.
Для того чтобы в этом убедиться мы еще раз с детьми посетили родник. Мы не только набрали вкусной и чистой воды, но и интересно провели время на свежем воздухе.
За время научно исследовательской работы дети много интересного узнали про святой Источник Казанской иконы Божией Матери, который является гордостью нашего района. Считается, что вода этого источника самая чистая в Шенталинском районе. Рассказывают, что здесь некогда жил монах-отшельник. В память о нем у источника установлен высокий крест. В 1993 году источник был освящен. У родника оборудован колодец. С тех пор на церковные праздники Вознесения Господня и Казанской иконы Божией Матери сюда приезжает священник и служит водосвятный молебен. Вода родника помогает при болезнях пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Ее целебные свойства подтвердили исследования московских и самарских ученых.
За время работы — «Родники Шенталинского района» в детском саду открыли экологическую лабораторию. Дети проводят настоящие исследования и опыты с помощью системы очистки воды, занимаются самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки её проведения, учатся ставить исследовательские задачи и успешно их решают.
Ребята сами принимали участие в изготовлении фильтров. Фильтр из песка и камушков и фильтр из слоя ваты и марли. Дети убедились, что фильтры, изготовленные нами, лишь частично очищают воду от примесей. А чтобы вода стала безупречно чистой, необходима очень тщательная фильтрация. Именно такую фильтрацию проходят, пробиваясь на поверхность земли, родники.
Так же во время работы были сделаны выводы.
Пить родниковую воду полезно, потому что:
— благодаря естественной фильтрации она полностью сохраняет свои природные качества, структуру и свойства;
— ее не обеззараживают хлором, не добавляют микроэлементы и всевозможные добавки;
— в ней много кислорода;
— она является «живой водой» и ее не надо кипятить.
Но в то же время есть и минусы родниковой воды:
— пить можно воду только из проверенных, т. е. безопасных родников;
— родниковую воду нельзя хранить долго, так как она теряет свои качества.
За время исследовательской работы установились партнерские отношения с семьей каждого воспитанника. Нельзя забывать о том, что велика роль самого взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.
Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком