И.В. Бухарцева, Р.К. Талипова
Задачи: познакомить с цифрой 7, дать представление детям о цифре и числе 7, умению составлять число семь из двух меньших чисел; развивать умения отгадывать загадку, записывать решение примеров с помощью цифр и знаков, писать цифру 7, порядковому и обратному счёту, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «на котором по счёту месте?», воспитывать коммуникативные навыки, культуру поведения при фронтальной работе, тренировать внимание, память, развивать чувство рифмы.
Материал: карточки для заданий «Засели домик», «Сравни числа», карточки с цифрами, карточки с названием дней недели, рабочие тетради, палочки Х. Кюизенера.
Воспитатель:
Тут – затеи и задачи, Пожелаем вам удачи —
Игры, шутки, всё для вас! За работу, в добрый час!
— Я буду выставлять цифры на доске, а вы хором их называйте (числа от 0-7).
— Какие это числа, что можно сказать о числах? (однозначные).
Игра на слух «Не ошибись». Воспитатель хлопает; дети показывают карточку с цифрой. Последние хлопки на – 7.
— Какую цифру показали последней?
Дети: цифру 7.
— Дети, какая перед нами стоит задача? (узнать подробнее о числе 7, научимся писать цифру 7, выполнить различные задания, узнаем о составе числа 7 и т.д.)
— Ребята, хотите узнать, получить новые знания? Познакомить вас с этим числом? Вперёд, получать знания!
— Числу семь в древности присваивали магические свойства. Считалось, что оно приносит удачу, счастье. Число семь – символ обновления. Когда – то, очень давно, семь было самым большим числом, больше него чисел не было. И это число обозначало слово «всё».
— А также: Киев и Рим построены на 7 холмах, в Древней Греции — 7 чудес света, а в Индии на счастье дарят 7 слоников. Вот какая важная и интересная цифра 7!
— А теперь ребята отгадайте загадки мои:
Есть 7 братьев, Семь ребят на лесенке
Годами равные, Заиграли песенку. (Ноты)
Именами разные. (Дни недели)
Задача – шутка: Шли семь старичков, у них семь посошков, на каждом посошке семь сучков, на каждом сучке семь узелков, в каждом узелке семь воробьёв, у каждого воробья семь хвостов, сколько было старичков?
Дети: семь.
— Ребята, а мы с вами ещё не научились писать эту цифру?
Дети: нет
— Так давайте мы с вами сначала разомнём наши пальчики, пальчиковая гимнастика «Семья»: (поочерёдно показываем пальчики одной руки, начиная с большого пальца, поглаживая их пальцами другой руки.)
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – Я:
Этот пальчик – папочка, Вот и вся моя семья!
— Число 7 обозначается цифрой 7. Как напишем цифру 7? Пишу цифру 7 на доске, проговаривая слова: цифра семь, мои друзья, словно нос у корабля, затем предлагаю детям написать в рабочих тетрадях сначала по точкам, а затем самостоятельно в каждой клеточке до конца строчки.
— Есть много примет, загадок, пословиц, поговорок, связанных с этим числом. Ребята, назовите поговорки и пословицы с цифрой 7.
Дети: «Семь бед – один ответ», «За семью морями», «За семью печатями», «Для любимого дружка семь вёрст не околица», «Один с сошкой, семеро с ложкой», «За семь вёрст киселя хлебать», «Семи пядей во лбу», «Семь раз отмерь, один отрежь», «У семи нянек дитя без глазу» и т.д.
— Может кто напомнит поговорку о радуге? (ответы детей)
— Правильно «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»! Сколько цветов у радуги? (Ответ: 7) Какие цвета? Давайте перечислим все цвета по порядку.
Дети: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
— Правильно ребята, вы молодцы!
— Ребята, продолжаем счёт 1,2,3,4,5,6,7. Вслед за шестёркой семь идёт.
— Сообщить хочу я всем: Столбик в кепке – цифра 7!
7 – натуральное число и в числовом ряду находится между числами 6 и 8.
Физминутка «На окне в горшочках..»
На окне в горшочках К солнышку листочки
Поднялись цветочки. Повернут цветочки.
К солнцу потянулись, Развернут бутоны,
Солнцу улыбнулись. В солнышке утонут.
Состав числа семь. Игра «Засели домик».
— Дети, восстановим наш домик? Разместим в этом домике жильцов – чисел! А давайте подумаем, как же можно получить число семь? (в домике с числом семь размещаем с детьми числа: 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4, 7 и 0).
— Ребята, какие же вы молодцы, разместили всех жильцов в свои квартиры!
Гимнастика для глаз «Буратино»: Буратино своим длинным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.
«Солнышко» — мягкие движения носом по кругу.
«Морковка» — повороты головы вправо – влево, носом «рисуем» морковку.
«Дерево» — наклоны вперёд – назад, носом «рисуем дерево».
Закрепляем изученный материал.
1. Количество предметов, сравнение, соотнесение чисел.
— Предлагаю ребятам игру «Сравни числа». Считайте количество точек, посмотрите на цифру, стоящая справа, сравните, и ставьте знаки: «>», «<», «=». Самостоятельная работа в карточках.
2. Игра «Не ошибись»
Ребята образуют круг. Выбирается с помощью считалки водящий. Считалка: 1,2,3,4,5,6,7! Пойду, каши я поем. Вы ж пока считайте, кому водить, гадайте!
Правила игры: Ребёнок – водящий бросает мяч и называет число. Ребёнок, поймавший мяч, называет число и перебрасывает мяч водящему. Также игра проходит и с обратным отсчётом.
3. Упражнение «Дни недели».
— Назовите по порядку дни недели. Сколько их? Какой сегодня день недели? Какой день недели завтра? Какой был вчера? Назови последний день недели. (Игру можно провести и на ковре, бросая детям мяч).
4. Упражнение «Сложи цифры» (палочки Х. Кюизенера).
— Какие цифры ты сложил? Сколько палочек ты взял, чтобы сложить цифру 7, 6, 5?
— С каким же числом и цифрой мы сегодня познакомились?
— Были ли у вас какие – то затруднения?
— Как вы думаете, ребята, эти полученные знания вам пригодятся и где их можно будет применить?