Дайкер А.Ф., Вайленко И.Ф. (Кустонай / Казахстан)
Изначально любому человеку предопределена роль одного из членов социума. Он рождается в существующем вне зависимости от него обществе, в нем растет и развивается. Существование вне общества с сохранением должного уровня сознания и развитой психики для человека просто невозможно. Всем высшим живым существам характерно общение, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и охарактеризованным речью. Социализация ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. 20Однако всеми признается неоспоримо тот факт, что крайне важно в становлении личности то, в какой среде, каком коллективе человек живет и действует.Немаловажное значение придавали проблеме социализации младших школьников мыслители-гуманисты, просветители, педагоги (К.Д.Ушинский, Я.А.Коменский, А.Н.Лутошкин, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, Г.М.Андреева, А.В.Мудрик, В.А.Сухомлинский, В.И.Смирнов)В их работах рассматривались вопросы формирования коллектива, социализации и факторы влияющие личностное на развитие ребѐнка.Огромную роль в жизни каждого из насиграет коллектив, в формировании личности, как частички общества. Да, все мы разные, но все мы люди и просто обязаны находить друг с другом общий язык и понимание. Только в дружбе и общении в коллективе раскрываются лучшие качества людей.Что же такое коллектив?Латинское слово «коллективус» переводят по-разному –сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно лишь то, что коллектив –это группа людей. Но любая ли группа коллектив? В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив» Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей (например,коллектив предприятия);Второе:под коллективом понимается только высокоорганизованная группа. В том значении, которое приобрело название«коллектив» в педагогической литературе,коллективом называется объединение воспитанников(учеников),отличающееся рядом важных признаков. Высшим назначением школьного коллектива является создание условий для всестороннего и свободного развития личности каждого ребенка, для воспитания коллективистов. Более десяти лет понадобилось Макаренко, чтобы разработать модель школьного коллектива и обосновать главные принципы организации и деятельности такого коллектива. В числе этих принципов -наличие общеколлективных целей, постоянное движение навстречу новым перспективам, связь с другими коллективами, влияние коллектива на все стороны жизни учащихся, единство управления и самоуправления, использование игры, создание и накопление традиций, бодрый тон жизни, эстетическая выразительность.Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде -объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. Он подчеркивал, что коллектив -часть советского общества: «через коллектив каждый его член входит в общество» . «Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора», -писал Макаренко.Часть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров -в мире общественных отношений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил названия социализации.Социализация-усвоение социальных ценностей в процессе развития личности.Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Она начинается в детстве, когда формируется человеческая личность. Стоит 21запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время происходит самый незащищенный ее этап. Социальное развитие обязательно предполагает активное взаимодействие личности с социальной средой. Существует много различных определений социализации, отражающих различные стороны этого процесса. Более глубокое понимание социализации даѐт Л.В. Мардхаевв ―Словаре по социальной педагогике ―Социализация –это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат‖ В словаре по психологии социализация определяется как «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности». Успешное протекание данного процесса зависит от активной позиции индивида и степени усвоения личностью социального опыта.Начало школьного возраста -первая крупная перемена в жизни ребенка. Дети оказываются в совершенно новой ситуации. Новой и ведущей деятельностью становится учеба, расширяется общение, формируется характер, интеллект, жизненный опыт. Поэтому учителю начальных классов необходимо многое пояснять, рассказывать, сообщать, многому обучать. В начальной школе дети учатся приобретать знания, учатся быть самостоятельными, учатся умению оценивать себя.Социализация в начальном образовании направлена на формирование компетенций–способности и готовности действовать на основе полученных знаний, умений и опыта деятельности.В структуре начального образования выделяют следующие компетенции: коммуникативная, ценностно-смысловая, информационная, личностная.Таким образом, социализация –процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация младшего школьника -это процесс приобретения опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности. Общения и самопознания путѐм узнавания, освоения, присвоения, обогащения и передачи ребѐнком опыта социального взаимодействия детей и взрослых. При этом в процессе социализации у ребѐнка формируется готовность к социальным действиям.Младший школьник, взаимодействуя с хорошо знакомыми сверстниками, может самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать свое мнение, брать на себя ответственность за свою позицию и проявлять независимость при провоцирующем воздействии сверстников. Однако это не постоянная линия поведения младшего школьника, а возможность, проявляющаяся лишь в исключительных случаях. Специфика социализации младшего школьника требует специальной организации деятельности взрослых -комплексного сопровождения социального становления ребѐнка в процессе его воспитания, образования и развития. Личность ребѐнка может нормально развиваться лишь в социальных условиях. Роль и влияние социального мира 22на жизнь и развитие ребѐнка может быть описана через совокупность факторов, обусловливающих процесс социализации подрастающего поколения. Для того, чтобы социализация ребенка проходила наиболее успешно необходимо овладение им общественно выработанных способов анализа окружающей действительности и освоение общественных отношений. Именно в дошкольном возрасте у ребенка интенсивно развиваются психические процессы, в том числе и воображение как основа творчества, созидания нового.К моменту окончания периода дошкольного детства (возраст шесть-семь лет) у ребенка возникает способность и потребность в социальной функции, он переживает себя в качестве социального индивида -субъекта социального действия. Причиной всему личностное новообразование кризиса этого возраста -особая внутренняя позиция: система потребностей, связанных с новой, общественно-значимой деятельностью –учением.«Ребенок, родившись в человеческом обществе, в социальном мире, начинает его познавать с того, что близко, что доступно, с чем он непосредственно соприкасается, то есть с ближайшим социальным окружением, с которым он начинает взаимодействовать. Социальное воспитание и образование должно учитывать этот фактор. Необходимо опираться на то, что до пяти лет ребенок формирует представления о своем окружении. Его образование сводится к самоидентификации как члена семьи и выработке норм общения со взрослыми и своими товарищами. Содержание образования должно строиться на примере и имитации, включать в себя положительные и отрицательные образцы поведения. Основной канал познания организуется ребенком через игру.» -считает Григорьев Д.В. Важно, чтобы учебно-воспитательный процесс полноценно охватывал и использовал принцип взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи для полноценной реализации процесса социализации на этом и последующем возрастном этапе. С пяти и до десяти лет познание ребенка сводится к наблюдению явлений окружающего мира. В результате вырабатываются четкие образы форм жизни и деятельности человека, осознание того, что человек несет ответственность за свое поведение, может совмещать в себе выполнение нескольких социальных ролей.Работа по социальной адаптации проходит в учебной деятельности. Так на уроках познания мира и естествознания расширяется представление детей о природе, нормах жизни, ознакомление с правилами поведения во всех сферах жизни человека, идѐт обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром.На уроках детской литературы, читая и разбирая рассказы, стихотворения, сказки, дети учатся понимать прочитанные произведения и оценивать нравственные поступки людей, вопросы честности, дружбы, верности. Уроки физической культуры также нацелены на формирование у ребѐнка понятия ценности здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.Построить модель качественного обучения помогает комплексное сочетание современных используемых технологий: проектно-исследовательская деятельность и ИКТ-технологии с одной стороны, и использование межпредметных связей внутри школьной программы с другой. В результате исследований реализуется межпредметная интеграция следующих учебных дисциплин: естествознание, познание мира, русский язык, литература. У учащихся формируется интерес к дополнительным источникам. Уместно в связи с этим вспомнить слова Л.Н. Толстого «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет 23только подражать,копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное предложение этих сведений»Работа по социализации учеников начальной школы даѐт представление о нормах и правилах, существующих в обществе, учит чувствовать и понимать других людей, приобщить к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, помогает видеть ценность каждого и всего живущего на Земле.Организовывая опытно-педагогическую работу по формированию социализации младшего школьника нами было разработано содержание опытно-экспериментальной работы, которое включало в себя: тематические классные часы по нравственной тематике, беседы с родителями по успешной социализации учащихся, игры и тренинги, направленные на успешную социализацию младшего школьника.Таким образом, через проведенную экспериментальную работу выявлено, что немаловажным фактором повышения уровня социализации у детей является использование в учебно-воспитательной работе различных форм и методов, а так же проведение внеклассных мероприятий, экскурсий, бесед, КТД, игр, тренингов и т.д. Исследования показали, что при проведении целенаправленной работы с учащимися по специально разработанной коррекционно-развивающей программе удалось развить коммуникативные способности, речевые умения, установить межличностные отношение в классе, снизить уровень тревожности у учащихся по отдельным показателям. То есть при постоянной работе с использованием предоставленной методики можно добиться значительных результатов в данном направлении.В результате проделанной работы уровень социализации младших школьников значительно повысился.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Минск, переизд. 2009 г., 437 с.
2.Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическаяпроблема: монография. -СПб. : Спец.лит., 2011. -189 с.
3.Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан. –Астана, 2009
4.Макаренко А.С. Полное собрание сочинений. Т. 2. –М.: Педагогика, 1998.–278с.
5.Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. Уч.Зав.-М.: Академия, 2002. -с. 274 -276.6.Мудрик А.В. Социализация и воспитание. -М.: Сентябрь, 1997. –96
6.Мудрик А.В. Социализация и воспитание. -М.: Сентябрь, 1997. –96