Делайте маленькое дело,
но овладевайте им в совершенстве
и относитесь к нему как к делу великому.
Андре Моруа.
На сегодняшний день, в условиях изменения представлений о значении и развитии дошкольного образования, введении ФГТ и ФГОС, педагогу уже не достаточно просто владеть знаниями и уметь их доносить, воспитывая детей. Современному педагогу необходимо быть гибким ко всем изменениям, обладать универсальными компетентностями для совершенствования своей профессиональной деятельности и возможности не развивать детей, но также развивать их универсальные компетентности.
Развитие компетентных педагогов, «способных творчески мыслить», «находить нестандартные решения», «проявлять инициативу», готовых обучать и воспитывать детей самостоятельному поиску информации, проектной и исследовательской деятельности. Все это зачастую находится в некотором противоборстве с требованиями к педагогам, к продукту их деятельности, ожиданиями родителей, которое усиливается возможностью сокращения педагогических кадров. Таким образом, складывается конфликт интересов между субъективными ожиданиями родителей, субъективной незащищенностью ребенка в период адаптации и потребностью в реализации педагогом конкретных задач, преодоление которого возможно лишь посредствам ухода от частных представлений к реализации общих принципов повышения уровня универсальных компетентностей всех субъектов образовательного процесса.
Ключевые компетентности:
Высокий уровень педагогических, медико-физиологических и социально-психологических знаний.
Детальное знание и целостное восприятие ребенка.
Способность к прогнозированию себя, ребенка, учреждения
Коммуникативные навыки (умение выстраивать конструктивное взаимодействие)
Ораторское искусство.
Динамические возможности (саморазвитие, умение «расти» и быть открытым к новому)
ИКТ – компетентности.
Среди ключевых компетентностей наибольшую значимость представляют следующие:
Ключевые компетентности многофункциональны.
Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях.
Ключевые компетентности метапредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в детском саду, школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.
Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.
Ключевые компетентности многомерны, то есть они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), «ноу – хау», а также здравый смысл.
Таким образом, педагог, развивая свои компетентности имеет возможность впоследствии развивать компетентности детей.
Компетентности старших дошкольников
Компетентности младших школьников
•– нравственная. Владение важнейшими жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребенка в коллективе, обществе, адаптации.
•осуществлять учебную деятельность (целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самоконтроль и самооценку).
Интеллектуальная – наличие у ребенка адекватных представлений об окружающем мире и уровень развитости соответствующих возрасту психических процессов.
Владение умением выполнять инструкции, точно следовать простейшим алгоритмам, самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.
Коммуникативная – умение строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми; владение ребенком языковыми нормами.
Готовность к решению творческих задач, созданию творческих работ.
Компетентность в области физического развития – признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; развитость сенсорно-моторных и двигательных навыков в соответствии с антропологическими и физиологическими особенностями ребенка.
Умение определять способы контроля и оценки деятельности, причины возникающих трудностей и пути их устранения, предвидеть трудности, находить ошибки в работе и исправлять их.
Способность добывать недостающие знания и умения, пользуясь различными источниками информации
Работа педагога по развитию компетентностей выстраивается по следующим направлениям:
Выстраивание принципов развития, исходя из уровня развития ребенка в каждом возрасте.
Отслеживание дальнейшего развития детей.
Анализ возникающих трудностей с выделением предпосылок и условий их преодоления.
Реализация системы сопровождения, соотнесение различных позиций.
Выход на новую систему работы, выстраивание принципиально новых траекторий.
Развитие человека останавливается тогда, когда он уверен, что он все знает. Педагог должен постоянно находиться в поиске того «как?».
Умение сопоставить технологию, решение конкретных задач и собственные амбиции.
Развитие у педагога всех способностей и компетентностей, которые он развивает у ребенка.
Уйти от эгоцентричной позиции ребенка к позиции мудрого человека, который найдет в себе силы признать, что он чего-то не знает.
Ранее педагог, мог быть успешным, поскольку развитие было законсервировано, сейчас невозможно быть ригидным и не видеть развития всего общества в целом.
Современное образование, чтобы быть поистине современным, должно идти на шаг впереди потребностей общества и, в свою очередь, конкурентоспособному педагогу в этом современном обществе необходимо обладать ключевыми компетентностями.