• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
18 мая2023

Хороводные игры как средство нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста

18.05.2023. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

О.В. Глуховцева

Дошкольный возраст – важный период становления личности, когда закладывается система базовых ценностей. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Именно этот отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как возникающие у него образы очень ярки и сильны и остаются в его памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Воспитателю это дает широкие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Формируются основы духовной культуры ребенка, эмоции, чувства, мышление, происходит социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
С раннего детства необходимо воспитывать у детей нравственные качества, в том числе патриотизм. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. В ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации воспитания патриотизма дошкольника.
Патриотизм – это чувство любви к Родине, к ее людям, их языку и быту, к ее природе, к народно-прикладному искусству, фольклору и многому другому.
Патриотическое воспитание дошкольников – это воспитание не только любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, но и уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам, толерантного отношения к представителям других национальностей. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, ёмкий образ Родины возник уже у дошкольников.
Формирование патриотических чувств дошкольников осуществляется с использованием различных форм и методов работы.
Для того, чтобы пробудить любовь к Родине, а не привязать к ней, необходимо знакомить детей с культурными традициями и особенностями нашей страны, с народными праздниками и играми, показывать детям их красоту, побудить интерес к ним и увлечь ими.
Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, являющийся средством обучения и воспитания. Русские народные игры очень разнообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры с народными песнями, прибаутками, плясками.
Игра – это еще и деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстникам. Задача взрослых – дать этому общению правильное направление, которое способствовало бы установлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимовыручке и ответственности.
Хороводные игры формируют систему ценностей человека и приобщают его к духовности и нравственности своего народа. Это позволяет говорить, что знакомство с ними целесообразно осуществлять с детского возраста.
Воспитательная ценность хороводной игры в педагогике общепризнана. Велико ее значение в нравственном и патриотическом воспитании, в освоении родного языка, а также в художественном развитии дошкольников. Возможность применения хороводов для творческого развития ребенка обусловлена использованием в них широкого спектра средств выразительности и свободой выбора форм участия в них детей.
Благодаря своему вариативному характеру, хороводная игра содействует проявлению личных качеств каждого дошкольника в условиях общественной деятельности.
Выделяются следующие функции хороводных игр:
1) коммуникативная – игра способна охватить своим эмоциональным влиянием всех играющих и зрителей;
2) компенсаторная – в игре человек не только тратит, но и восстанавливает свою энергию: психологические перегрузки нередко сопровождаются недостаточной физической работой других органов, игра же позволяет вовлечь в работу органы, которые ранее бездействовали, тем самым повышая жизненный тонус человека;
3) воспитания и обучения – игра позволяет создать для детей ситуацию, в которой выявляются их способности, пределы выносливости, происходят правильная самооценка, физическое развитие;
4) подготовительная – подготовка через игру к настоящей жизни;
5) прогностическая – игра обладает большой предсказательностью, в игре можно экспериментировать с собой или с кем-то другим.
Хоровод объединяет и собирает большое количество участников. В хороводе всегда проявляется чувства единения, дружбы, товарищества. Хороводные игры доступны детям благодаря таким их свойствам, как:
– простота содержания;
– многократная повторяемость одного и того же действия;
– музыкальность;
– установка на забаву, развлечение;
– многофункциональность.
Хороводная игра – разновидность народно-драматического творчества, так как характерным признаком ее является образно-художественное воспроизведение действительности. Драматическое начало и синтетическая природа хороводной игры позволяют определить её как игру драматического содержания, представляющую собой символическое, условное воспроизведение воображаемого действия, предполагающее перевоплощение участников в некий образ и сопровождающееся песенным рассказом.
Дошкольникам нужны народные хороводы, так как они наполнены близким для детей содержанием, динамичны и увлекательны. Они предоставляют возможность не только петь, но и двигаться со взрослыми, подражать им, быть похожими на них, оставаясь при этом детьми.
Для того чтобы хороводная игра стала частью самостоятельной деятельности детей, необходимо, чтобы они знали большое количество игр и потешек, умели их исполнять, организовывать и проводить, а также коллективно обсуждать. Хороводные игры могут включаться в детские праздники и развлечения, в комплексы утренней гимнастики, в физкультурные занятия с целью создания хорошего настроения.
Мною в группе создана картотека хороводных игр, в которую включены «Угадай, чей голосок», «Тишина», «Колпачок», «Заря-зарница», «Капуста», «Бабушка Маланья», «Карусель», «Березка» и т.д.
Таким образом, хороводные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры; деятельность, которая складывается на основе национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа.

Оставить комментарий

Госуслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

Версия для слабовидящих

Сведения об образовательной организации

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Руководство
  • Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
  • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
  • Стипендии и меры поддержки обучающихся
  • Международное сотрудничество
  • Организация питания в образовательной организации
  • Образовательные стандарты и требования
  • Противодействие коррупции
  • Методическая копилка
    • Детские исследовательские работы, проекты
    • Лучшее оформление помещений, территории, участка
    • Презентации
  • Противодействие терроризму
  • Охрана труда
  • Гостевая книга

Ссылки

Официальный интернет-портал правовой информации

Архив новостей

  • Апрель 2025
  • Март 2025
  • Февраль 2025
  • Декабрь 2024
  • Ноябрь 2024
  • Сентябрь 2024
  • Август 2024
  • Июнь 2024
  • Май 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Январь 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июль 2023
  • Июнь 2023
  • Май 2023
  • Апрель 2023
  • Март 2023
  • Февраль 2023
  • Январь 2023
  • Декабрь 2022
  • Ноябрь 2022
  • Октябрь 2022
  • Сентябрь 2022
  • Август 2022
  • Июль 2022
  • Июнь 2022
  • Май 2022
  • Апрель 2022
  • Март 2022
  • Февраль 2022
  • Январь 2022
  • Декабрь 2021
  • Ноябрь 2021
  • Октябрь 2021
  • Сентябрь 2021
  • Август 2021
  • Июль 2021
  • Июнь 2021
  • Май 2021
  • Апрель 2021
  • Март 2021
  • Февраль 2021
  • Январь 2021
  • Декабрь 2020
  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Декабрь 2015
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Январь 2015
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
"Центр повышения квалификации" © 2017
  • Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты