1. С йотированными гласными Е, Ё,Ю, Я. В начале слова они составляют 2 звука: Й+А, Й+О и пр. (ЯМА, ЁЛКА); после согласной — звучат как нейотированные, смягчая предыдущую согласную (МЁД, НЯНЯ, ЛЮК).
2. С безударной гласной О (КОРОВА, ОГУРЕЦ, МОЛОКО).
3. С безударным гласным Э. Он в безударной позиции подвергается редукции и становится близким к звуку И. (ЭТАЖЕРКА, ЭКСКАВАТОР).
К тому же слов, где Э пишется так же, как произносится, не более 10 (Эмма, Элла, Эдик, эхо, мэр, пэр, сэр, дуэт, силуэт, эму). Такого количества сложных по значению слов недостаточно для обобщенного представления о звуке!
4. С аффрикатами Ч, Ц, так как они сами являются составными (ЧЬ=ТЬ+Щ, Ц=Т+С)
5. Со звонкими согласными Б, В, Д, Г, З, Ж в конце слова и перед глухой согласной, так как они оглушаются (ЮБКА, ГОД, НОЖ, НИЗКО, ВСЕ, ПОДСТАВКА).
6. С непроизносимыми согласными ГРУСТНЫЙ, СЕРДЦЕ, ПРАЗДНИК.
Также в своей работе по обучению грамоте в добуквенный период мы используем песочницу с цветным песком.
Песочная терапия для детей — это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.
№ 2 «Ритуал выхода» Ребята по горсточке песка всыпают в «Волшебный мешочек», он завязывается, чтоб песок не просыпался, прощается со всеми ребятами, озвучивая при этом успехи ребят за данное занятие. Садиться в уголок песочницы. Дети ставят раскрытые ладошки на песок и говорят: Спасибо, милый наш песок Ты всем нам подрасти помог В ладоши наши посмотри Мудрее стали ведь они! Поднимают руки, и начинают разглаживать свои отпечатки, говоря: До свидания Песочек! Приложение № 3 «Игры с песком»
Упражнение «Здравствуй, песочек» Цель: снижение психоэмоционально напряжения. Дети различными способами дотрагиваются до песка. Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий). Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй, песочек!». Послушайте… Он с вами здороваемся. Вы все слышите? …Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он сговорит тихим голосом. А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Вы слышите, как он смеется?…
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
Перед этой работой необходимо познакомить детей с песочной терапией, закрепить правила пользования песком,
1-й этап — дети рисуют полоски — прямые, косые, волнистые. Затем рисуют пальчиками — точки. Потом все рукой и т. д.
Чем полезны игры с песком?
− Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
− Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
− Развивают мелкую моторику, глазомер;
− Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
− Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)
− Помогают познавать внешний и свой внутренний мир; Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников.
А только после этого проводят игры:
«Найди предмет». Использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжёлым нарушениями речи. Являются очень эффективным средством в образовательной и коррекционной работе с детьми. Мы используем игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи: Развитие дыхания. Развития фонематических представлений; совершенствование грамматического строя речи, обучения грамоте. Развитию связной речи. Песок позволяет раскрыть даже закомплексованных детей. И сохранить работоспособность, и повысить интерес к логопедическим занятиям.
В своей работе используем такие логопедические игры:
При обучении грамоте:
Игра «Звуки на песке». Эту игру можно с успехом использовать для постановки или автоматизации определенных звуков, изучении звуков и букв. Ход игры: взрослый рисует на песке любой предмет на заданную букву, например, рыба — на «Р», и просит нарисовать предметы и назвать слова, в звучании которых есть звук «р» — в начале, в середине, в конце.
«Найди букву» прячет в песок пластмассовые буквы, а дети их должны найти и назвать их.
«Назови слово»- ребёнок находит в песке букву а затем придумывает с ней слово. «Прочитай слово» -воспитатель пишет слово на песке, а ребёнок читает, затем меняются ролям.
«Песочный круг»- дети рисуют круги, по заданиям педагога-большой круг, внутри поменьше и еще меньше. Это упражнение развивает глазомер и мелкую моторику, при этом все выполняемые упражнения сопровождаются стихами, загадками.
«Кто спрятался» — Найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами.
«Написание букв, слов на песке» — (Пальцем, палочкой, «змейками» — простыми веревочками с узелком на конце).
«Веселые преобразования»— Превращаем одну букву на другую, рисуя их на песке и т. д. «Допиши букву, слово»— Воспитатель пишет букву или слово, засыпает песком ее часть, предлагает ребенку восстановить написанное.
«Найди и назови»— Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные.
«Что скрывает песок?» -Дети находят в песке таблички со словами, прочитывают, классифицируют.
«Игра волшебный кулечек» Эту игру можно использовать на закрепление пройденного материала педагог предлагает детям взять кулёчки в них насыпать песочек и начать им рисовать буквы- т. е. писать.
Обучение грамоте в добуквенный период в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением, так же занимает важное место в системе профилактики дислексии и дисграфии.
Подготовка к обучению грамоте в детском саду поможет ребенку в дальнейшем, избежать ошибок при чтении и письме.
Литература:
Нищева Н. В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет
Гомзяк О. В. Комплект учебно-методических пособий «Говорим правильно» (5–6 лет, 6–7 лет).
Цуканова С. П., Бетц Л.,Л. «Я учусь говорить и читать» Пособия «Обучение грамоте» издательство «Школа семи гномов» (от рождения до 7 лет)
Бардышева Т.Ю, Моносова Е. Н. «От звука к букве» .
Аромштам М. Игры на влажном песке//Дошкольное образование — июнь № 12 2006
Грабенко Т. М. Игры с песком или песочная терапия//Дошкольная педагогика № 5 /сентябрь, октябрь/ 2004
Горошкова Л. Игры с песком и водой//Дошкольное воспитание № 6/89 Зинкевич — Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии
Кичура В. В. Конспекты занятий с использованием песочной игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика /май/2008
Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — Спб.: Речь,
2008
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить
цитату:
Тюкалова С. В., Назаренко Е. В. Обучение
грамоте в добуквенный период. // Молодой ученый. — 2020. — №9. — С. 177-181. —
URL https://moluch.ru/archive/299/67736/ (дата обращения: 10.03.2020).