Александрова М.Э., Бизюк В.В.
Уважаемые учителя, коллеги, наставники и друзья! Коллектив Центра повышения квалификации работников образования поздравляет вас с Днем знаний! От всей души желаем вам появление интересных идей, познавательных занятий, проявления уважения к ученикам и коллегам. Желаем в этом учебном году продолжать свое саморазвитие как учителя новой формации, что позволит воспитать успешную личность в каждом ученике. Только тогда они открыты для новых знаний, готовы к преодолению поставленных целей и добьются выдающихся результатов.
Развитие VR-технологий тесно связано с развитием игровой индустрии. На смену традиционной игре пришел новый формат компьютерной игры, обладающий целым рядом возможностей и особенностей (например, в виртуальном мире побывать там, где в реальности просто невозможно) [6]. Виртуальная реальность (от англ. Virtual Realty) – это созданный с помощью технического и программного обеспечения виртуальный мир, передающийся человеку через органы слуха, зрения и осязания. Естественно, чтобы человек мог погрузиться в виртуальный мир, у него должна быть возможность взаимодействовать с объектами в виртуальном мире. Выделяют три главных компонента: голова, движения и глаза.
Так, например, голова — с помощью специальной гарнитуры реагируя на положение головы человека двигает картинку. Много новых возможностей открывают VR-технологии как в образовании в целом, так и в обычном обучении. Например, позволяет преподносить сложный, затратный по времени материал, в упрощенной увлекательной форме.
Исследователи отмечают, что использование виртуальной реальности в школе открывает перед педагогами огромное количество новых возможностей: «проникать» вместе с учениками в микро и макромиры, безопасно проводить рискованные физические эксперименты, ускорять и замедлять химические реакции и биологические процессы, перемещаться во времени и наблюдать исторические события глазами очевидцев и т.д.
Результаты исследований компании Pricewaterhouse Coopers показали, что в группах, где обучение велось с применением виртуальной реальности, уверенность обучающихся в том, что они хорошо усвоили пройденный материал, была почти в три раза выше, чем в группах, которые учились в классно-урочной форме или онлайн [6].
В целом, привлечение VRтехнологий в области образования дает учителю возможность разнообразить образовательный процесс, сделать обучение более интерактивным и увлекательным, упрощает подачу сложного материала, облегчает процесс запоминания и повышает учебную мотивацию учащихся [4, 5]. Р 14 Основными преимуществами внедрения технологий виртуальной ученые называют наглядность, реалистичность и практико-ориентированность. Именно эти «умения» помогают дополнить современное образование и сделать его близким к идеальному. Технология VR является одной из составляющих иммерсивных технологий — совокупности технологий расширенной реальности, которые призваны представлять физический мир с помощью цифровых виртуальных сред, создавая ощущение погружения. Иммерсивное обучение – это современный метод, использующий искусственную или смоделированную среду, благодаря которой обучающиеся полностью погружаются в процесс обучения [2]. Если рассматривать технологию виртуальной реальности с технической точки зрения, то можно выделить главное — погружение происходит при помощи визуального восприятия, которое «подменяет» видимое пространство. Также не исключено тактильное восприятие. Для этого используется специальный шлем, он же дисплей, благодаря которому обучающийся может передвигаться внутри созданной 3D среды. Происходит эффект погружения, присутствия, или, другими словами, определенная форма психологического погружения, чувство нахождения в конкретном месте в виртуальном мире. Исходя из вышесказанного, можно отметить, что технология VR – это своеобразная технология углубления в виртуальный мир, который трудно отличить от реальности. Образовательный VR контент разнообразен, сложен и состоят из нескольких видов: 1. Образовательные видео 360° (они же панорамные видео) — их можно использовать на любом уроке. 2. Образовательные многопользовательские площадки – образовательное пространство создается в режиме реального времени, в обучающий процесс погружены все участники одновременно. 3. Интерактивные образовательные продукты, — готовые разработки, их можно использовать как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Сегодня, исследование возможности по внедрению технологий виртуальной реальности в систему образования занимаются не только страны западной Европы, США, Китай и другие зарубежные страны. Россия также в этом направлении стремится идти в ногу со временем. Так, начиная с 2018 года, запущен целый ряд крупных образовательных VR-проектов: «Образование-2024», «Цифровая школа», «Современная цифровая образовательная среда», «Цифровая экономика Российской Федерации» [5, 6]. В последние годы стремительное развитие VR-технологий, рост количества программного обеспечения и существенное снижение цен на современные VR-устройства, предназначенные для домашнего и профессионального использования, сделали их более доступными. Чем же привлекательна VR технология и почему ее стоит использовать в системе образования? Выделяют пять основных условий [4]:
Во-первых, это наглядность – в виртуальном пространстве появляется возможность детально рассмотреть объекты и процессы, ведь не за всеми объектами, явлениями, процессами можно наблюдать в реальном мире;
Во-вторых, это сосредоточенность – выражается концентрацией внимания на материале, его запоминание проходит значительно лучше;
В-третьих, появляется возможность углубиться в интересный материал и, например, провести химические опыты, увидеть космос своими глазами и все в понятной игровой форме;
В-четвертых, гарантированная безопасность. Ведь без каких-либо рисков можно в виртуальной реальности экспериментировать, проводить опыты и испытывать все то, что в реальной жизни можно было просто невозможно;
В-пятых, Эффективность. Исследователи, опираясь на проведенные ими эксперименты отмечают более высокую результативность обучения с применением 15 VR-технологий выше, чем классический подход [5].
Применительно для системы образования, то можно выделить следующие направления использования VR-технологий: проведение лабораторных работ по физике, изучение истории, астрономия, путешествие по планетам и многое другое [4]. Из многообразия программ для реализации проблемы внедрения VR технологий в образовательный процесс приведем примеры некоторых их них. History Maker VR – это приложение ориентировано на школьников среднего звена предоставляя им возможность играть роль известной личности из истории США (Авраам Линкольн, Бенджамин Франклин, Марк Твен и др.). Labster – виртуальная лаборатория, предназначенная проведения различных опытов, экспериментов в безопасной среде и лабораторных работ по различным учебным предметам. Линейка образовательных VRпродуктов для системы образования в России представлена в сопровождении с методическими материалами и рекомендуемым оборудованием.
Например: ФИЗИКА. МАГНЕТИЗМ. — Необходимое оборудование: VRшлем HTC Vive Focus. Знаменитый продукт от Центра НТИ ДВФУ и компании Modum Lab, VR-комплекс помогает школьникам изучить и отработать на практике правила левой и правой руки, понять силу Лоренца, провести опыты Эрстеда и Фарадея и т.д. VR-ОБЖ. — Необходимое оборудование: VR-шлем HTC Vive / Vive Cosmos / Oculus Quest / HP Reverb / Samsung Odyssey. Практико-ориентированные VRсценарии. Задача — с целью сохранения здоровья и жизни обучить школьников навыкам поведения и действий в опасных ситуациях. Продукт пользуется большой популярностью среди учителей и учеников. Виртуальная энциклопедия Altair VR. — Необходимое оборудование: VRшлем Oculus Go / Samsung Gear VR. Возможность — до 30 ученикам одновременно отправиться в увлекательное путешествие в открытый космос, на дно океана и т.д. [1, 3]
Несомненно, что именно благодаря технологии виртуальной реальности можно получить результат, который достигнуть при использовании «стандартных» технологий образования практически невозможно. Однако, как отмечают исследователи [1], виртуальная реальность может значительно повысить эффективность учебного процесса. VR-технологии — совершенно новый этап в развитии всей образовательной сферы, но внедрение этой технологи будет оправдано если будет разработана единая методология и интеграция с учебной программой.