Большакова Т. В., Дуболазова С. Ю.,
Плотникова И. А.
Речь — великий дар природы нам, людям. Только благодаря общению имеем возможность вступать в содержательный социальный контакт, познавать мир, передавать свой опыт следующему поколению.
Однако на процесс становления речи природа отводит человеку мало времени – дошкольный возраст.
Именно этот возраст считается сензитивным для развития речи, т.е. в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) ребёнка.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Уровень развития речи детей 21 века, несмотря на высокий уровень технического прогресса, а, возможно, благодаря ему, современные исследователи считают неудовлетворительным.
Большинство детей дошкольного возраста и их родители сталкиваются с типичными проблемами развития речи:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь).
- Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений).
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо).
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция. [1]
Таким образом, работа по развитию речи является актуальной для всех категорий детей дошкольного возраста.
Успешное овладение речевыми способностями – непременный фактор полноценного развития личности ребенка. Ведь если человек не может грамотно и доходчиво выразить свою мысль, даже самую гениальную идею и проект рассказчик не сможет донести до слушателя.
Парадигма современного общества такова, что гаджеты: компьютеры, планшеты, телефоны, — стали универсальным развлекательным средством.[2] Повернуть вспять этот процесс нам, педагогам, не под силу, но мы можем сделать этот «сёрфинг» в Интернете содержательным и информационно значимым.
Большинство родители, являясь активными пользователями сети Интернет, как правило, не имеют опыта использования ресурсов всемирной паутины для решения образовательных задач. У них нет представлений о возможных методических приемах проектирования и организации деятельности ребенка в сети Интернет с целью расширения его кругозора, повышения уровня культуры, к получению новых знаний, коррекции его развития.
Особенно остро необходимость удаленного обучения встала в период пандемии.
Для решения этой проблемы мы, логопеды и воспитатели СП «Детский сад №1» ГБОУ СОШ №5 г.Сызрани, активно реализуем инновационную форму взаимодействия с родителями воспитанников «Электронный образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет».
Электронный образовательный маршрут (ЭОМ) – это авторски оформленный раздаточный материал для родителей, содержащий кратко аннотированные ссылки на полезные интернет-ресурсы, способные привлечь родителей к совместной работе с детьми, а также самих детей нацелить на обучение, развитие интереса к образовательным сетевым ресурсам. ЭОМ создается таким образом, чтобы дозировать информацию для детей, соблюдая санитарные требования к нагрузке детей. Время нахождения перед компьютером за 1 день не превышает 20 минут.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА заключается в том, что каждый электронный образовательный маршрут является авторским и оптимально сочетает в себе задания для совершенствования различных сторон речи: обогащение словарного запаса, становление грамматических категорий, развитие связной речи, работа над мелкой моторикой и т.д.
ЦЕЛЬ ЭОМ: совершенствование речи детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ электронного образовательного маршрута:
- психолого-педагогическое
сопровождение родителей и семей в целом в процессе организации их работы в
сети;
- повышение компетентности родителей в области современных образовательных Интернет-технологий и средств обеспечения информационной безопасности;
- повышение уровня информированности родителей о возможных способах организации взаимодействия родителей с детьми в сети Интернет посредством вовлечения их в совместную продуктивную деятельность;
- формирование навыков проектирования индивидуальных образовательных и культурно-просветительских маршрутов, организации безопасной деятельности в сети Интернет и т.п.
Электронный образовательный маршрут (ЭОМ) может быть индивидуальным, групповым, подгрупповым ориентирован на закрепление материала по лексической теме в соответствии с перспективным планированием логопеда.
ЭОМ предполагает 5-7 шагов. Каждый шаг рассчитан на 1день.
Время продолжительности работы с учетом возможностей детей дошкольного возраста не более 10-15 мин.