Е.А.Алимова,
Т.С.Токарева
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,
является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.
Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.
Так что же такое конструирование — пустое развлечение или полезная,
развивающая деятельность?
Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.
Конструирование помогает развить:
пространственное мышление и конструктивные способности ребенка; образное мышление; развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас. Развивается мелкая моторика, глазомер, формируются такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
Конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.
Самым первым конструктором в жизни ребенка являются простые кубики. Их можно использовать уже в раннем возрасте.
К 3 — 5 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл.
В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми поэтому, дополнительно к набору строительных деталей, подберите игрушки, соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней.
К старшему дошкольному возрасту конструирование становится
самостоятельной деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания чего-либо.
Виды конструирования в детском саду.
Выделяются два вида конструирования: техническое и художественное.
К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрической формы, из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; к художественному — конструирование из природного и бросового (использованного) материала, из бумаги.
В зависимости от используемых материалов для ТЕХНИЧЕСКОГО конструирования, определяется его вид:
1. Из строительных материалов.
2. С применением специальных конструкторов.
3. Из бумаги (глянцевой, плотной, картона и др.).
4. Из природных материалов (семена, желуди, шишки, ветки и т. д.).
Конструирование можно условно разделить на возрастные группы:
- От 1 до 3 лет
- От 3 до 6 лет
- От 6 до 10 лет
- От 10 лет и старше
Для каждого возраста существует огромное множество разновидностей конструктора, в том числе и мягкий конструктор, речь о котором пойдет дальше.
Для детей 1-3 лет лучший первый конструктор – кубики. Чем крупнее деталь, тем лучше. Обычно такой конструктор выполнен из ткани, реже — из кожи, различными яркими картинками и узорами.
Для детей от 3 лет отлично подойдет мягкий конструктор «Сюжетные наборы», «Первые модели» и др. Эти конструкторы сделаны из ЭВА (этилен винил ацетат) материала, очень просты и удобны в работе. Многообразие форм и деталей позволяет использовать их как в игровой, так и в образовательной деятельности по темам недели или занятий.
Для детей старше 4 лет отлично подойдут фетровые модели: сумочки, рамки, сборные модели животных. Данный конструктор хорошо развивает творческие способности и мелкую моторику, учит подбирать детали по форме и размеру, сочетать цвета, создавать собственные узоры и композиции. Будет особенно интересен девочкам.
Конструктор из ЭВА для детей старше 4 лет — предметы мебели. В образовательной деятельности подойдет для изучения некоторых тем недели, для конструирования по подгруппам и в игровых моментах. Отлично развивает мелкую моторику, координацию движений, пространственное мышление и воображение.
Для детей от 5 лет и старше подходит 3D мягкий конструктор — модели животных, техники и сюжетные наборы. Собрать такую модель достаточно сложно и первое время детям потребуется помощь взрослого. Собрав модель, ее можно использовать в игровой деятельности. Многообразие данного вида конструктора позволяет использовать его и на занятиях, и в свободной деятельности. Способствует развитию пространственного мышления.
Для детей данного возраста так же есть конструктор из вспененного полимера. Его многообразие позволяет подобрать необходимые модели и сюжетные конструкции по лексическим темам и к определенным занятиям. Этот конструктор позволяет не просто собрать модели, но и выстроить их в сложные сюжетные линии. Примеры таких наборов: «Кафе», «Моя улица», «На даче», «Скотный двор», «Автопарк» и др.
Безусловно, конструирование положительно влияет на развитие ребенка, открывает большие возможности для формирования творчества детей, для всестороннего развития личности ребенка – дошкольника.
Оно способствует формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывают волю, сдержанность, умение выслушивать объяснение воспитателя и работать в соответствии с его указаниями, в совместной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.
В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.
Конструирование является и эффективным средством эстетического воспитания. Знакомя детей на экскурсиях с некоторыми сооружениями и постройками (жилые дома, здания детских садов, школ, библиотек.
Создание поделок из природного материала и сбор его в процессе экскурсий в лес, парк способствуют воспитанию у детей особого отношения к природе, умения видеть красоту цвета и форм, целесообразность их сочетаний.