Ю.А. Спиридонова
Социальный интеллект — это способность правильно понимать поведение людей, которое необходимо для эффективного межличностного взаимодействия и установление социальной адаптации. (Торндайк)
Одним из важных составляющих социального интеллекта является умение общаться, взаимодействовать, договариваться, умение донести до собеседника свою мысль, идею, понять то, что хочет сказать другой.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу.
Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено тем, что взрослые стараются в первую очередь развивать познавательную сферу детей, их заинтересованность современными технологиями. Свободное время современные дети проводят за просмотром телевизора или играя в компьютерные игры, они стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Как можно научится понимать других людей, если все время проводишь наедине с собой или с вымышленными героями, поступки и поведение которых далеки от реальности. Поэтому ребенок, приходя в коллектив не умеет себя вести, поэтому часто встречается нарушение в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Дети знают правила поведения, но на практике их не используют. Поэтому им трудно поставить себя на место другого и почувствовать, что испытывает другой ребенок.
Цель: развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.
Учитывая психофизиологические особенности детей дошкольного возраста, межличностные отношения рассматриваются как динамическая игровая деятельность. Важнейшие стороны развития личности, формирования коммуникативной культуры ребёнка могут быть решены только в условиях комплексного подхода и занятий, основанных на игровых технологиях. Часто для работы с детьми используют наглядный материал, игрушки, вещи, предметы — заместители, настольные и кукольные театры…
Одной из таких игрушек –помощников может стать кукла — перевертыш. Дети играют с куклами это для них привычно, она безопасна в использование, может играть роль советчика, слушателя, она не несет с собой негативных эмоций.
Она может быть использована для:
-диагностики психического статуса ребенка, родителя;
-для коррекционной эмоциональной и познавательной сфер у детей ЗПР;
-при адаптации детей к ДОО;
-для групповой и индивидуальной работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;
-для диагностики детско –родительских отношений;
Кукла перевертыш представляет собой двухстороннею игрушку, 30см длиной, сшитой из мягкого, приятного материала. У нее есть юбочка, которую можно перевернуть на другую сторону, и тогда появиться другая кукла с другими эмоциями, другими заданиями. С одной стороны, она добрая, веселая, позитивная, с другой хмурая, обидчивая, злая.
Для игр с куклой – перевертышем можно использовать дополнительные аксессуары в зависимости от игры.
Упражнение с куклой перевертыш для детей старших – подготовительных групп.
1. «Давай познакомится»
«К нам в гости пришла кукла, она здесь первый раз, и не знает, как вас зовут, давайте с ней познакомимся.» Для знакомства с куклой ее нужно взять в руки и сказать ей свое имя, если ребенок стеснительный, или у него есть проблемы с речью, то имя можно назвать шёпотом на ушко кукле. Знакомство можно изменить, например, передавая от куклы по кругу колокольчик, мячик, не только проговаривать своё имя, но и пропеть его.
2. «Скажи кукле комплемент» Часто дети теряются говорить друг другу, что-то хорошее, а кукла не отреагирует смехом или чем – то обидным, зато у ребенка появится уверенность, и в какой — то момент, он может сказать свой комплимент другу. В этом упражнение хорошо развивается речь ребенка.
3. «У куклы болит рука»
Цель: способствовать формированию у детей умения сочувствовать.
Кукла переворачивается на грустную сторону, и говорит, что у нее болит рука, поэтому ей грустно. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть куклу». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который одевает куклу — котенка и, гладит ее по голове куклу-перевертыш, со словами: «ты у нас хорошая, потерпи сейчас все пойдет.». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют куколку». После чего, ведущий переворачивает куклу, и она улыбается.
4. «Кто лучше разбудит»
Цель: способствовать формированию у детей умения ласково обращаться друг к другу.
Кукла перевертыш кладется в центр круга, на коврик или в кроватку. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую куклу». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил куклу» наиболее ласково.
5. «Добрые волшебники»
Дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он заколдовал куклу, назвав ее нехорошим словом, теперь она стала злая, перестала смеяться. Расколдовать куколку можно, но для этого нужно назвать ее ласковым, добрым словом. Давайте посмотрим есть ли среди нас добрые волшебники. В конце игры кукла переворачивается и опять становиться доброй и веселой.
6. «Подарок на всех»
Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
Детям даётся задание: “Наша кукла может творить чудеса, и хочет сделать подарок для всех, но не знает, что вам подарить. Давайте ей поможем в выборе подарка». Каждый ребёнок загадывает одно желание. Но подарок должен быть для всей группы, учитывая интересы других детей. Кукла переворачивается, и становиться удивленной, выбором детей, радостной.
7. «Кукольные истории» (рассказ истории куклы)
Цель: развивать умение слушать друг друга, продолжать мысль другого ребенка, развивать воображение.
Ведущий задает начало истории, затем ее продолжают, сочиняя историю по цепочке.
8. «Кто знает больше мирилок, считалок»
Наша кукла поругалась со своей подружкой белочкой, давайте поможем им помириться, для этого есть специальные стихи «мирилки», кто их знает? Или «Куколка со своей подружкой белочкой хотят поиграть с в мяч, но не знают, кто будет его первый бросать, давайте им поможем, для этого нужно их посчитать»
Такие игры с использование куклы – перевертыша, способной менять эмоции, показывать свою заинтересованность и без слов дает детям обратную связь, делает игру более интересной и запоминающей, дает новые коммуникативные навыки, которые они будут, применят в общении с другими детьми, взрослыми.
Можно подобрать еще много игр для детей с использованием куклы — перевертыша, все зависит от возрастных особенностей детей и цели, которую себе поставил педагог.