Е.В. Асташкина, А.А. Напойкина,
И.Е. Шадрина
Одна из основных задач современного образования – активизация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, развитие интереса к изобретательству и техническому творчеству. В её решении главная роль отводится конструктивной деятельности. В ФГОС ДО этот вид детской деятельности рассматривается как один из основных видов, который способствует развитию познавательной деятельности, творческих способностей и включен в содержание образовательной программы.
Благодаря конструкторской деятельности ребенок развивается умственно, творчески, эстетически. Он как инженер или дизайнер создает свою модель познавая законы физики, гармонии. Развитие инженерных способностей активизирует мыслительные процессы дошкольников, побуждает к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление создать что-то новое, необычное.
Очень важно выявить технические качества у детей на раннем этапе и продолжать развивать их в этом направлении. Педагоги и психологи выяснили, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и поможет в будущем при изучении инженерных наук.
В нашем детском саду проблему проявления интереса к техническому творчеству мы решаем через реализацию парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Данная программа позволяет подготовить детей к изучению технических наук и способствует развитию инженерно–конструкторского мышления у дошкольников. Подготовка детей к изучению технических наук – это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением. [1, c 5]. Программа позволяет нам подготовить дошколят к школе с учетом требований ФГОС, использовать игровое и учебное оборудование для развития интереса к творчеству.
Конструктивная деятельность способствует первоначальному знакомству детей с основами физики, механики; приобщает детей к творческому процессу создания новой модели с заданными характеристиками. Дети заинтересованы, прежде всего, процессом творческого экспериментирования, самостоятельного моделирования, созданием игрушки собственными руками.
Образовательный процесс построен на системно-деятельном подходе и ориентирован на получение детьми знаний не в готовом виде, а в процессе самостоятельной конструктивной деятельности. Педагог не принуждает, не обязывает детей заниматься той или иной деятельностью, а через подготовленные материалы мотивирует их деятельность, выдвигает интересные идеи решения той или иной ситуации. Он не инструктирует, не контролирует детей, а становится участником процесса, при этом предоставляя детям самим получить конечный результат. Это предполагает возникновение у детей самостоятельности, развитие инициативности, проявление своих способностей.
В процессе занятий по реализации парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» осуществляется интеграция образовательных областей.
Использование данной программы легко связать с лексическими темами и календарно-тематическим планированием. Это помогает не только легче усвоить новый материал, но и дает возможность закрепить пройденное в нестандартной игровой форме.
Занятия составляются от простого к ложному. При этом дети не просто создают какую-либо модель или робота, а выполняют проекты: решают поисковые задачи, учатся работать в команде.
Средствами, обеспечивающими реализацию конструктивно-модельной деятельности, являются различные виды конструкторов: «Дары Фребеля», LEGO, «Полидрон» и другие конструкторы.
Игровой набор «Дары Фребеля» позволяет в простой форме моделировать многообразие связей и отношений природного и рукотворного мира, а также позволяет развивать самостоятельность и инициативу в различных видах деятельности. Ребенку предлагается выбор материалов и способов творческой деятельности. Использование игрового набора предусматривает организацию проектной деятельности.
Обучающие функции парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» состоят в том, что дошкольники осваивают новый пласт современной технической культуры: приобретают современные политехнические представления и умения, овладевают предпосылками технических и технологических компетенций. А также «Дары Фребеля» – это новое средство наглядности, которое можно рассматривать как эффективное средство индивидуального обучения.
Работа педагога невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в образовательную деятельность, что предполагает участие родителей совместно с детьми в различных мероприятиях. В рамках внедрения программы необходимо создать единый коллектив из сотрудников детского сада и родителей для эффективности работы по подготовке детей дошкольного возраста к изучению технических наук.
Таким образом, использование парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» как уникальной инновационной технологии направлено на создание условий для поддержки детской исследовательской деятельности. Также позволяет усилить учебную мотивацию детей, обеспечив самостоятельную экспериментальную деятельность, в форме совместной со сверстниками и педагогом развивающей игры. Ведь в основе данной программы лежат игровые технологии, благодаря которым она популярна у детей и родителей.
Также использование образовательной парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» делает образовательный процесс интересным и увлекательным для детей, формирует умения и навыки, необходимые для дальнейшего успешного обучения в начальной школе, а также помогает сформировать качества личности, которые являются целевыми ориентирами в ФГОС ДО и дает возможности вырастить будущих инженеров для нашего города, региона.