Основным методом педагогической диагностики считают наблюдение, которое органично вписывается в образовательный процесс и может дополняться изучением продуктов деятельности детей, свободными беседами с детьми, анкетированием и интервьюированием родителей как экспертов в отношении особенностей их детей.
Для того, чтобы получить целостное представление о развитии ребёнка в ходе педагогической диагностики на необходимо соблюдать ряд условий:
— наблюдение осуществляется ежедневно, во всех образовательных ситуациях;
— отсутствие противопоставления повседневного педагогического и диагностического общения с ребёнком;
— педагог должен знать, что нужно отметить в проявлениях развития детей (показатели, характеризующие уровень освоения ООП по каждой образовательной области на каждом возрастном этапе);
— создание у детей интереса к диагностической деятельности (индивидуальный подход, добровольность, проблемная ситуация, игровой сюжет, соревнование).
Определить результативность (качество) освоения ООП в ДО с помощью педагогической диагностики возможно, если:
— она будет проводиться во всех возрастных группах 2 раза в год;
— по её результатам педагоги будут проектировать образовательную деятельность с детьми с учётом возрастных характеристик каждого периода дошкольного детства;
— по итогам педагогических наблюдений будет планироваться индивидуальная работа с детьми, требующими особой педагогической поддержки;
— будет проводиться сравнительный анализ результатов диагностики на конец и начало учебного года, констатирующий эффективность педагогических воздействий;
— образовательный процесс на новый учебный год будет конструироваться через интерпретирование данных диагностики, выявление причин недостатков, определение ресурсов и путей их минимизации.
Процедура педагогической диагностики:
1 шаг – изучение мониторинговых показателей по образовательным областям и составление схемы наблюдений за детьми.
2 шаг – проведение педагогических наблюдений в отношении каждого ребёнка, соотнесение данных с мониторинговыми показателями, определение уровней освоения ООП;
3 шаг – разработка рекомендаций по совершенствованию образовательной деятельности.
Диагностика имеет большое значение для целенаправленной и эффективной реализации ООП, но необходимо применение конкретных параметров оценки результатов образовательной деятельности на основе точных методик, специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, умений, навыков, определённых качеств личности, способностей.
Для правильного использования диагностических методик и обработки полученных результатов необходимо знать, что критерии представляют собой определяемое качество, знание, навык и т.п., а показатели – степень проявления качества, знания, навыка и т.д.
Для педагогов наиболее удобна трёхступенчатая диагностика оценки освоения ООП: высокий, средний, низкий. Эти ступени показывают уровень личностных достижений в каждой образовательной области.
Требования к диагностическим заданиям:
1. Содержание диагностических заданий должно соответствовать содержанию образовательной деятельности в данной возрастной группе, в конкретной образовательной области (объёму ЗУН в соответствии с реализуемой ООП ДО).
2. Диагностическая методика в целом и каждое задание должны достаточно точно и конкретно выявить искомые знания, умения, навыки.
3. Диагностика должна быть понятной для педагога, доступной для ребёнка. Диагностические задания не должны быть громоздкими и должны включать точные оценки, определяющие уровень сформированности навыка у детей.
4. Диагностические задания и соответствующие им оценки должны дифференцировать по выявленным уровням каждого ребёнка, возрастные группы и уровень освоения детьми ООП ДО.
5. Одно и то же диагностическое задание не может выявить уровень овладения разным содержанием из нескольких образовательных областей или развития разных процессов.
01 Апр2019