Представим структуру учебной деятельности по ТДМ на схеме:
Структура учебной деятельности (педагогическая версия)
Отсюда технология деятельностного метода включает в себя следующие этапы (шаги):
1) мотивация (самоопределение) к учебной деятельности;
2) актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
3) выявление места и причины затруднения;
4) построение проекта выхода из затруднения;
5) реализация построенного проекта;
6) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
7) самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
8) включение в систему знаний и повторение;
9) рефлексия учебной деятельности.
Уроки с применением этой технологии включают в себя следующие этапы:
1) Организационный момент (с использованием мотивирующих приемов).
2) Актуализация знаний.
3) Проблемное объяснение нового знания (с использованием моделей и схем).
4) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
5) Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
6) Включение в систему знаний и повторение.
7) Итог урока (с рефлексивным компонентом).
При работе по ТДМ формируются выполняемые учащимися различные виды УУД.
Покажем это на примере некоторых этапов уроков.
Краткое описание этапов урока
открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД, выполняемых учащимися
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в УД (субъектный и личностный уровни) – самоопределение (Л);
– смыслообразование (Л);
– внутренняя позиция школьника (Л);
– учебно-познавательная мотивация (Л);
– планирование учебного сотрудничества (П)
3. Выявление места и причины затруднения
На данном этапе учащиеся должны:
1) восстановить свои действия и выявить место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом и зафиксировать причину затруднения, те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще – волевая саморегуляция (Р);
– анализ, синтез, сравнение, аналогия (П);
– подведение под понятие (П);
– использование знаково-символических средств (П);
– постановка и формулирование проблемы (П);
– формулирование и аргументация своего мнения;
– учет разных мнений (К)
В ТДМ определены следующие типы уроков:
1. Урок открытия нового знания (ОНЗ)
2. Урок рефлексии
3. Урок построения системы знаний
4. Урок развивающего контроля.
При этом тренинг сформированных надпредметных знаний происходит на уроках по всем предметам.
При построении урока ОНЗ на основе ТДМ соблюдается следующая логика.
1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1–2 МИН)
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Содержание этапа:
1. Знаю, что значит уметь учиться (норма учебной деятельности).
2. Хочу учиться.
3. Могу учиться (содержательные рамки).
4. Зачем мне надо учиться.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ПРОБНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ (4–5 МИН)
Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Содержание этапа:
1. Актуализация необходимых ЗУН.
2. Обобщение ЗУН.
3. Пробное учебное действие.
4. Фиксация затруднения: затруднение – фиксация того, что я не могу что-то сделать. Фиксация невозможности получить запланированный результат.
3. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ (3–4 МИН)
Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.
Содержание этапа:
1. Перестаю действовать – начинаю думать.
2. Что я делал, какие знания применял?
3. Где возникло затруднение? (место)
4. Почему оно возникло? (причина)
4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ (4–6 МИН)
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
Содержание этапа:
1. Какое знание строю, чему учусь? (цель проекта)
2. Как строю и с помощью чего? (выбор способа и средств)
3. План построения нового знания.
5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА (5 – 8 МИН)
Цель этапа: построение и фиксация нового знания.
Содержание этапа:
1. Реализация построенного проекта.
2. Фиксация нового знания в речи и знаковой форме (эталон).
3. Решение задачи, вызвавшей затруднение.
6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С КОММЕНТИРОВАНИЕМ ВО
ВНЕШНЕЙ РЕЧИ (4–5 МИН)
Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.
Содержание этапа:
1. Решение типовых заданий на новое знание.
2. Проговаривание во внешней речи (всеми учащимися).
7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ (3–5 МИН)
Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
Содержание этапа:
1. Выполнение самостоятельной работы (решение типовых заданий).
2. Самопроверка (по эталону для самопроверки).
3. Коррекция ошибок.
4. Ситуация успеха.
8. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ (5–8 МИН)
Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Границы применимости нового знания.
Содержание этапа:
1. Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными.
2. Задания на повторение.
3. Задания на пропедевтику изучения последующих тем.
9. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ (2–3 МИН)
Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Содержание этапа:
1. Фиксация нового содержания.
2. Рефлексия учебной деятельности (затруднение, цель, результат, как достигнут результат).
3. Самооценка деятельности на уроке.
4. Домашнее задание.
Итак, урок открытия новых знаний по ТДМ включает девять этапов:
1) Мотивация к учебной деятельности.
2) Актуализация знаний и пробное учебное действие.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Авторы ТДМ предлагают задания и ключи для диагностики знания и понимания общей системы норм учебной деятельности младших школьников. Представим их на следующих примерах.
1. Учащиеся занимаются особой работой, учебной деятельностью, то есть они учатся. Если бы тебе пришлось рассказать другим ученикам о том, что значит «учиться», как бы ты ответил на этот вопрос?
Ключи:
• Полный (примерный) ответ ученика: Ответ считается полным, если в тексте ответа содержится формулировка двух существенных компонентов процесса учения: «Учиться ─ это значит, когда сам что-то пытаешься сделать и это не получается, во-первых, понять, чему тебе надо научиться, а во-вторых, самому (как условие) приобрести нужные знания и умения и потом успешно сделать то, что раньше не получалось» – 2 балла.
• Неполный ответ ученика: Ответ считается неполным, если пропущен один из двух выделенных существенных компонентов процесса учения и/или не указаны два необходимых условия для его начала и завершения, содержащиеся в полном ответе – 1 балл.
• Отсутствует ответ ученика: Отсутствуют указания на существенные компоненты процесса учения и необходимые условия для его возникновения и завершения – 0 баллов.
2. Для того чтобы успешно учиться, надо уметь это делать. А что значит «уметь учиться»?
Ключи:
• Полный (примерный) ответ ученика: «Уметь учиться – это значит, когда сам что-то пытаешься сделать и это не получается, во-первых, уметь понять, чему тебе надо научиться, и, во-вторых, уметь самому (как условие) найти нужные знания и умения и успешно сделать то, что раньше не получалось» – 2 балла.
• Неполный ответ ученика: Ответ считается неполным, если пропущен один из двух выделенных существенных компонентов умения учиться и/или не указаны необходимые условия для его проявления, содержащиеся в полном ответе – 1 балл.
• Отсутствует ответ ученика: Отсутствуют указания на существенные компоненты умения учиться и необходимые условия для его проявления – 0 баллов.
3. Что является результатом учебной деятельности?
Ключи:
• Полный (примерный) ответ ученика: «Новые знания и новые умения, которые позволят мне (ученику) сделать то, что я (ученик) раньше делать не мог» – 2 балла.
• Неполный ответ ученика: Ответ считается неполным, если пропущен один из двух выделенных существенных компонентов результатов учения («новые знания» и «новые умения») и/или не указаны необходимые условия для их проявления – 1 балл.
• Отсутствует ответ ученика: Отсутствуют указания на все существенные компоненты результатов учения («новые знания» и «новые умения») и не указаны необходимые условия для их проявления – 0 баллов.
4. Что меняется в ученике в ходе учебной деятельности?
Ключи:
• Полный (примерный) ответ ученика: «Изменяются знания и умения: вначале у меня (него) были одни знания и умения, а в ходе учебной деятельности появились другие знания и умения» – 2 балла.
• Неполный ответ ученика: Ответ считается неполным, если пропущен один из двух выделенных существенных компонентов изменений в процессе учения («изменения знания» и «изменения умений») и/или не указаны необходимые условия для их проявления – 1 балл.
• Отсутствует ответ ученика: Отсутствуют указания на все существенные компоненты изменений в процессе учения («изменения знания» и «изменения умений») и не указаны необходимые условия для их проявления – 0 баллов.
5. Кому и для чего нужны результаты твоей учебной деятельности?
Ключи:
• Полный (примерный) ответ ученика: «Знания и умения нужны мне для последующей учебы, успешной работы и жизни» – 2 балла.
• Неполный ответ ученика: Ответ считается неполным, если пропущен хотя бы один из четырех выделенных существенных компонентов в ответе» – 1 балл.
• Отсутствует ответ ученика: Отсутствуют указания на все существенные компоненты – 0 баллов.
6. Из каких основных частей состоит процесс учебной деятельности?
Ключи:
• Полный (примерный) ответ ученика: «Он состоит из двух основных частей. Вначале, когда сам что-то делаешь и не получается, надо понять, почему не получается и чему надо научиться; потом надо самому найти нужные знания и умения и сделать то, что раньше не получалось» – 2 балла.
• Неполный ответ ученика: Ответ считается неполным, если пропущен один из двух выделенных существенных компонентов процесса учения и/или не указаны необходимые условия для его начала и завершения, содержащиеся в полном ответе – 1 балл.
Подробнее c технологией деятельностного метода можно ознакомиться в Интернете по адресу: www.sch2000.ru e-mail: info@sch2000.ru