Г. Г. Микерова
доктор педагогических наук, доцент,
профессор кафедры начального образования ККИДППО,
заведующий кафедрой педагогики
и методики начального образования КубГУ
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения 2009 года смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:
- изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
- изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов);
- изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся);
- изменение системы аттестации школ (оценка качества организации перехода школы к реализации ФГОС НОО).
Это говорит о том, что предстоит не формальный, а реальный переход школы к новой, гуманистической парадигме образования. Учитывая, что современная российская школа несет в себе «знаниевую» традицию советской школы, каждый из педагогов, управленцев, методистов, психологов, авторов учебников и учебных пособий, родителей должен осознать глубину и значимость предстоящего перехода, так как фактически речь идет об изменении мировоззрения каждого из них и освоении ими самими культуры саморазвития, которую все они должны передать сегодня детям.
Сегодня для учителя начальной школы особо актуальными стали вопросы: 1) Как обучать? 2) Как создать новую образовательную среду? 3) С помощью чего учить? 4) Как проверить достижение новых образовательных результатов? 5) Как разработать основную образовательную программу образовательного учреждения и рабочие программы по учебным предметам на этапе перехода к ФГОС НОО, чтобы они стали не формальной очередной бумажкой, а «дорожной картой», помощником в этом переходе?
Авторским коллективом «Школа 2100» разработана и соотнесена с различными возрастными ступенями технология деятельностного метода (ТДМ) обучения (включающая структуру современного урока и системную типологию уроков), которая позволяет заменить методы «объяснения» нового материала на уроках в начальной школе построением осознанных учащимися способов самостоятельного «открытия» новых знаний, проектирования способов решения задач, коррекции и самооценки собственной деятельности, рефлексии ее результатов. Эта технология обеспечивает:
- высокое качество предметных знаний и умений;
- эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников;
- воспитание социально значимых личностных качеств при сохранении здоровья учащихся;
- способствует активному формированию способностей к рефлексивной самоорганизации, что позволяет учащимся становиться самостоятельными субъектами своей учебной деятельности и в целом успешно ориентироваться и самоопределяться в жизни.
При этом реализуется основной принцип деятельности: ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует формированию его общеучебных (организационно-рефлексивных и общекультурных умений). Ведь по словам Л.С. Выготского, формирование любых умений, способностей, личностных качеств (в том числе и универсальных учебных действий и умения учиться в целом), возможно только в деятельности. Невозможно научиться, например, плавать, не войдя в воду. Нельзя освоить тот или иной стиль плавания, не освоив отдельных движений, а затем, не отработав и не откорректировав все эти движения в воде.
Формирование любого умения проходит через следующие этапы:
1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Именно так сегодня школьники учатся писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании универсальных учебных действий и способностей.
Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) в образовательной системе «Школа 2000…», предложен следующий путь, состоящий из четырех этапов, которые проходит каждый ученик; этапы должны быть реализованы независимо от выбранного УМК учителем начальных классов:
1. Вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению.
2. Основываясь на имеющийся опыт, учащийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего УУД (или структуру учебной деятельности в целом).
3. Далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных предметов, организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция.
4. В заключение организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают первичный опыт целеполагания на уроках по разным учебным предметам – математике, русскому языку и чтению, окружающему миру, физкультуре и т.д. Затем организуется осознание ими необходимости самостоятельного выполнения данного УУД, знакомство с самим понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают самостоятельно применять изученный способ действия на уроках по разным учебным предметам и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль. Здесь, собственно, у младших школьников формируется, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности данного УУД контролирует учитель.
Научный коллектив Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» создал программу надпредметного курса «Мир деятельности», целью которого является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих УУД и умения учиться в целом. В 2008 учебном году на экспериментальных площадках города Москвы успешно прошла апробация данного курса для 1 класса. Курс «Мир деятельности» состоит из четырёх параллельно развивающихся содержательно-методических линий.
Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте:
- личностное самоопределение в учебной деятельности (УД),
- выполнять пробное учебное действие,
- фиксировать затруднение в УД,
- выявлять его причину,
- ставить цель,
- составлять план действий,
- осуществлять выбор способов и средств достижения цели,
- реализовывать проект,
- организовывать свою деятельность по усвоению знаний,
- проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий,
- корректировать ошибки.
Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция.
Познавательная: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами.
Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни.
В настоящее время подготовлены откорректированные сценарии проведения занятий курса «Мир деятельности» для 1 класса, дидактические материалы, таблицы, презентации, учебное пособие для учащихся и методические рекомендации для учителей. Учителя начальных классов независимо от выбранного УМК могут ввести этот курс и во внеурочную деятельность для выполнения требований системно-деятельностного подхода ФГОС.
После того как учащиеся на занятии по курсу «Мир деятельности» освоят знание о способе выполнения некоторого УУД, в течение текущей недели они отрабатывают и закрепляют его на уроках по разным учебным предметам, проводимым в ТДМ.
Уроки проходят так: учащиеся выполняют данное УУД самостоятельно и осознанно, проговаривают вслух соответствующий способ действий, а на этапе рефлексии урока организуется самооценка каждым учащимся успешности выполнения этого действия. Контроль знания способов выполнения УУД проводится на уроках по курсу «Мир деятельности», а контроль умения их применять – на предметных уроках и во внеурочной деятельности. Для этого используются специальные диагностические средства, разработанные в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…», которые описаны ниже.
Для надежного формирования УУД и умения учиться в целом необходимо изменить способ обучения так, чтобы учащиеся имели возможность в ходе каждого урока системно выполнять весь комплекс УУД. Научить учиться – это значит сформировать познавательную мотивацию, знание всех шагов учебной деятельности, умение их самостоятельно выполнять и осуществлять их рефлексию.
Отсюда технология деятельностного метода включает в себя следующие этапы (шаги):
1) мотивация (самоопределение) к учебной деятельности;
2) актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
3) выявление места и причины затруднения;
4) построение проекта выхода из затруднения;
5) реализация построенного проекта;
6) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
7) самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
8) включение в систему знаний и повторение;
9) рефлексия учебной деятельности.
Уроки с применением этой технологии включают в себя следующие этапы:
1) Организационный момент (с использованием мотивирующих приемов).
2) Актуализация знаний.
3) Проблемное объяснение нового знания (с использованием моделей и схем).
4) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
5) Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
6) Включение в систему знаний и повторение.
7) Итог урока (с рефлексивным компонентом).
При работе по ТДМ формируются выполняемые учащимися различные виды УУД. Покажем это на примере некоторых этапов уроков.
Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ | Перечень УУД, выполняемых учащимися | |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | ||
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в УД (субъектный и личностный уровни) | – самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – внутренняя позиция школьника (Л); – учебно-познавательная мотивация (Л); – планирование учебного сотрудничества (П) | |
3. Выявление места и причины затруднения | ||
На данном этапе учащиеся должны: 1) восстановить свои действия и выявить место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом и зафиксировать причину затруднения, те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще | – волевая саморегуляция (Р); – анализ, синтез, сравнение, аналогия (П); – подведение под понятие (П); – использование знаково-символических средств (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – формулирование и аргументация своего мнения; – учет разных мнений (К) | |
В ТДМ определены следующие типы уроков:
1. Урок открытия нового знания (ОНЗ)
2. Урок рефлексии
3. Урок построения системы знаний
4. Урок развивающего контроля.
При этом тренинг сформированных надпредметных знаний происходит на уроках по всем предметам.
При построении урока ОНЗ на основе ТДМ соблюдается следующая логика.
1. Мотивация к учебной деятельности (1–2 мин)
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Содержание этапа:
1. Знаю, что значит уметь учиться (норма учебной деятельности).
2. Хочу учиться.
3. Могу учиться (содержательные рамки).
4. Зачем мне надо учиться.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (4–5 мин)
Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Содержание этапа:
1. Актуализация необходимых ЗУН.
2. Обобщение ЗУН.
3. Пробное учебное действие.
4. Фиксация затруднения: затруднение – фиксация того, что я не могу что-то сделать. Фиксация невозможности получить запланированный результат.
3. Выявление места и причины затруднения (3–4 мин)
Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.
Содержание этапа:
1. Перестаю действовать – начинаю думать.
2. Что я делал, какие знания применял?
3. Где возникло затруднение? (место)
4. Почему оно возникло? (причина)
4. Построение проекта выхода из затруднения (4–6 мин)
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
Содержание этапа:
1. Какое знание строю, чему учусь? (цель проекта)
2. Как строю и с помощью чего? (выбор способа и средств)
3. План построения нового знания.
5. Реализация построенного проекта (5 – 8 мин)
Цель этапа: построение и фиксация нового знания.
Содержание этапа:
1. Реализация построенного проекта.
2. Фиксация нового знания в речи и знаковой форме (эталон).
3. Решение задачи, вызвавшей затруднение.
6. Первичное закрепление с комментированием во
внешней речи (4–5 мин)
Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.
Содержание этапа:
1. Решение типовых заданий на новое знание.
2. Проговаривание во внешней речи (всеми учащимися).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3–5 мин)
Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
Содержание этапа:
1. Выполнение самостоятельной работы (решение типовых заданий).
2. Самопроверка (по эталону для самопроверки).
3. Коррекция ошибок.
4. Ситуация успеха.
8. Включение в систему знаний и повторение (5–8 мин)
Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Границы применимости нового знания.
Содержание этапа:
1. Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными.
2. Задания на повторение.
3. Задания на пропедевтику изучения последующих тем.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2–3 мин)
Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Содержание этапа:
1. Фиксация нового содержания.
2. Рефлексия учебной деятельности (затруднение, цель, результат, как достигнут результат).
3. Самооценка деятельности на уроке.
4. Домашнее задание.
Итак, урок открытия новых знаний по ТДМ включает девять этапов:
1) Мотивация к учебной деятельности.
2) Актуализация знаний и пробное учебное действие.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Авторы ТДМ предлагают задания и ключи для диагностики знания и понимания общей системы норм учебной деятельности младших школьников. Представим их на следующих примерах.
1. Учащиеся занимаются особой работой, учебной деятельностью, то есть они учатся. Если бы тебе пришлось рассказать другим ученикам о том, что значит «учиться», как бы ты ответил на этот вопрос?
Ключи:
- Полный (примерный) ответ ученика: Ответ считается полным, если в тексте ответа содержится формулировка двух существенных компонентов процесса учения: «Учиться ─ это значит, когда сам что-то пытаешься сделать и это не получается, во-первых, понять, чему тебе надо научиться, а во-вторых, самому (как условие) приобрести нужные знания и умения и потом успешно сделать то, что раньше не получалось» – 2 балла.
- Неполный ответ ученика: Ответ считается неполным, если пропущен один из двух выделенных существенных компонентов процесса учения и/или не указаны два необходимых условия для его начала и завершения, содержащиеся в полном ответе – 1 балл.
- Отсутствует ответ ученика: Отсутствуют указания на существенные компоненты процесса учения и необходимые условия для его возникновения и завершения – 0 баллов.
2. Для того чтобы успешно учиться, надо уметь это делать. А что значит «уметь учиться»?
Ключи:
- Полный (примерный) ответ ученика: «Уметь учиться – это значит, когда сам что-то пытаешься сделать и это не получается, во-первых, уметь понять, чему тебе надо научиться, и, во-вторых, уметь самому (как условие) найти нужные знания и умения и успешно сделать то, что раньше не получалось» – 2 балла.
- Неполный ответ ученика: Ответ считается неполным, если пропущен один из двух выделенных существенных компонентов умения учиться и/или не указаны необходимые условия для его проявления, содержащиеся в полном ответе – 1 балл.
- Отсутствует ответ ученика: Отсутствуют указания на существенные компоненты умения учиться и необходимые условия для его проявления – 0 баллов.
- Что является результатом учебной деятельности?
Ключи:
- Полный (примерный) ответ ученика: «Новые знания и новые умения, которые позволят мне (ученику) сделать то, что я (ученик) раньше делать не мог» – 2 балла.
- Неполный ответ ученика: Ответ считается неполным, если пропущен один из двух выделенных существенных компонентов результатов учения («новые знания» и «новые умения») и/или не указаны необходимые условия для их проявления – 1 балл.
- Отсутствует ответ ученика: Отсутствуют указания на все существенные компоненты результатов учения («новые знания» и «новые умения») и не указаны необходимые условия для их проявления – 0 баллов.
- Что меняется в ученике в ходе учебной деятельности?
Ключи:
- Полный (примерный) ответ ученика: «Изменяются знания и умения: вначале у меня (него) были одни знания и умения, а в ходе учебной деятельности появились другие знания и умения» – 2 балла.
- Неполный ответ ученика: Ответ считается неполным, если пропущен один из двух выделенных существенных компонентов изменений в процессе учения («изменения знания» и «изменения умений») и/или не указаны необходимые условия для их проявления – 1 балл.
- Отсутствует ответ ученика: Отсутствуют указания на все существенные компоненты изменений в процессе учения («изменения знания» и «изменения умений») и не указаны необходимые условия для их проявления – 0 баллов.
5. Кому и для чего нужны результаты твоей учебной деятельности?
Ключи:
- Полный (примерный) ответ ученика: «Знания и умения нужны мне для последующей учебы, успешной работы и жизни» – 2 балла.
- Неполный ответ ученика: Ответ считается неполным, если пропущен хотя бы один из четырех выделенных существенных компонентов в ответе» – 1 балл.
- Отсутствует ответ ученика: Отсутствуют указания на все существенные компоненты – 0 баллов.
6. Из каких основных частей состоит процесс учебной деятельности?
Ключи:
- Полный (примерный) ответ ученика: «Он состоит из двух основных частей. Вначале, когда сам что-то делаешь и не получается, надо понять, почему не получается и чему надо научиться; потом надо самому найти нужные знания и умения и сделать то, что раньше не получалось» – 2 балла.
- Неполный ответ ученика: Ответ считается неполным, если пропущен один из двух выделенных существенных компонентов процесса учения и/или не указаны необходимые условия для его начала и завершения, содержащиеся в полном ответе – 1 балл.