Уважаемые коллеги! Поздравляем Вас с праздником Победы! Пусть над головой всегда будет мирное небо…
Г. Г. Микерова
доктор педагогических наук, доцент,
профессор кафедры начального образования ККИДППО,
заведующий кафедрой педагогики
и методики начального образования КубГУ
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения 2009 года смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:
• изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
• изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов);
• изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся);
• изменение системы аттестации школ (оценка качества организации перехода школы к реализации ФГОС НОО).
Это говорит о том, что предстоит не формальный, а реальный переход школы к новой, гуманистической парадигме образования. Учитывая, что современная российская школа несет в себе «знаниевую» традицию советской школы, каждый из педагогов, управленцев, методистов, психологов, авторов учебников и учебных пособий, родителей должен осознать глубину и значимость предстоящего перехода, так как фактически речь идет об изменении мировоззрения каждого из них и освоении ими самими культуры саморазвития, которую все они должны передать сегодня детям.
Сегодня для учителя начальной школы особо актуальными стали вопросы:
1) Как обучать?
2) Как создать новую образовательную среду?
3) С помощью чего учить?
4) Как проверить достижение новых образовательных результатов?
5) Как разработать основную образовательную программу образовательного учреждения и рабочие программы по учебным предметам на этапе перехода к ФГОС НОО, чтобы они стали не формальной очередной бумажкой, а «дорожной картой», помощником в этом переходе?
Авторским коллективом «Школа 2100» разработана и соотнесена с различными возрастными ступенями технология деятельностного метода (ТДМ) обучения (включающая структуру современного урока и системную типологию уроков), которая позволяет заменить методы «объяснения» нового материала на уроках в начальной школе построением осознанных учащимися способов самостоятельного «открытия» новых знаний, проектирования способов решения задач, коррекции и самооценки собственной деятельности, рефлексии ее результатов. Эта технология обеспечивает:
• высокое качество предметных знаний и умений;
• эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников;
• воспитание социально значимых личностных качеств при сохранении здоровья учащихся;
• способствует активному формированию способностей к рефлексивной самоорганизации, что позволяет учащимся становиться самостоятельными субъектами своей учебной деятельности и в целом успешно ориентироваться и самоопределяться в жизни.
При этом реализуется основной принцип деятельности: ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует формированию его общеучебных (организационно-рефлексивных и общекультурных умений). Ведь по словам Л.С. Выготского, формирование любых умений, способностей, личностных качеств (в том числе и универсальных учебных действий и умения учиться в целом), возможно только в деятельности. Невозможно научиться, например, плавать, не войдя в воду. Нельзя освоить тот или иной стиль плавания, не освоив отдельных движений, а затем, не отработав и не откорректировав все эти движения в воде.
Формирование любого умения проходит через следующие этапы:
1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Именно так сегодня школьники учатся писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании универсальных учебных действий и способностей.
Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) в образовательной системе «Школа 2000…», предложен следующий путь, состоящий из четырех этапов, которые проходит каждый ученик; этапы должны быть реализованы независимо от выбранного УМК учителем начальных классов:
1. Вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению.
2. Основываясь на имеющийся опыт, учащийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего УУД (или структуру учебной деятельности в целом).
3. Далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных предметов, организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция.
4. В заключение организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают первичный опыт целеполагания на уроках по разным учебным предметам – математике, русскому языку и чтению, окружающему миру, физкультуре и т.д. Затем организуется осознание ими необходимости самостоятельного выполнения данного УУД, знакомство с самим понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают самостоятельно применять изученный способ действия на уроках по разным учебным предметам и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль. Здесь, собственно, у младших школьников формируется, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности данного УУД контролирует учитель.
Научный коллектив Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» создал программу надпредметного курса «Мир деятельности», целью которого является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих УУД и умения учиться в целом. В 2008 учебном году на экспериментальных площадках города Москвы успешно прошла апробация данного курса для 1 класса. Курс «Мир деятельности» состоит из четырёх параллельно развивающихся содержательно-методических линий.
Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте:
• личностное самоопределение в учебной деятельности (УД),
• выполнять пробное учебное действие,
• фиксировать затруднение в УД,
• выявлять его причину,
• ставить цель,
• составлять план действий,
• осуществлять выбор способов и средств достижения цели,
• реализовывать проект,
• организовывать свою деятельность по усвоению знаний,
• проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий,
• корректировать ошибки.
Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция.
Познавательная: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами.
Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни.
В настоящее время подготовлены откорректированные сценарии проведения занятий курса «Мир деятельности» для 1 класса, дидактические материалы, таблицы, презентации, учебное пособие для учащихся и методические рекомендации для учителей. Учителя начальных классов независимо от выбранного УМК могут ввести этот курс и во внеурочную деятельность для выполнения требований системно-деятельностного подхода ФГОС.
После того как учащиеся на занятии по курсу «Мир деятельности» освоят знание о способе выполнения некоторого УУД, в течение текущей недели они отрабатывают и закрепляют его на уроках по разным учебным предметам, проводимым в ТДМ.
Уроки проходят так: учащиеся выполняют данное УУД самостоятельно и осознанно, проговаривают вслух соответствующий способ действий, а на этапе рефлексии урока организуется самооценка каждым учащимся успешности выполнения этого действия. Контроль знания способов выполнения УУД проводится на уроках по курсу «Мир деятельности», а контроль умения их применять – на предметных уроках и во внеурочной деятельности. Для этого используются специальные диагностические средства, разработанные в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…», которые описаны ниже.
Для надежного формирования УУД и умения учиться в целом необходимо изменить способ обучения так, чтобы учащиеся имели возможность в ходе каждого урока системно выполнять весь комплекс УУД. Научить учиться – это значит сформировать познавательную мотивацию, знание всех шагов учебной деятельности, умение их самостоятельно выполнять и осуществлять их рефлексию.