• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
03 Сен2023

Инновационный проект «Использование элементов геймификации в развитии эмоционального интеллекта старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

03.09.2023. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

А.Н. Башева, Е.В. Болоцкая,

Т.В. Кротова, И.М. Кулахмедова

Эмоциональный интеллект – это способность распознавать свои и чужие эмоции, понимать чувства, мотивацию и намерения собеседника и правильно на них реагировать, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей с целью эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Дошкольный возраст – это период роста и интеллектуального развития ребенка: умственного и эмоционального. Так как ведущим видом деятельности на данном возрастом этапе является игра, свою работу мы построили, используя технологию геймификации: адаптации игровых методов и приемов, способствующих привлечению внимания и большей вовлеченности дошкольников в процесс познания и развития.

Наш опыт работы с дошкольниками, имеющими нарушения в эмоциональной сфере, позволил нам принять участие в реализации городского сквозного проекта «Внедрение геймифицированной модели «Pro-эмоции» в образовательный процесс МОУ, реализующих образовательные программы дошкольного и дополнительного образования, с целью развития эмоционального интеллекта у обучающихся 5-15 лет». Для работы по данной теме мы разработали проектную деятельность, целью которой является развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников.

Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи:

— Формирование и развитие представлений об эмоциях и причинах, их вызвавших, умения распознавать и адекватно выражать собственные эмоции и чувства;

— формирование навыка понимания эмоций и намерений собеседника, правильного реагирования на них;

— формирование гуманных межличностных отношений;

— создание благоприятных условий для развития индивидуальных качеств личности.

Предполагаемым результатом данной проектной деятельности будет умение детей: лучше понимать себя и окружающих, контролировать собственные эмоции и управлять эмоциями других людей.

Продуктом реализации будет являться разработка картотеки игр по развитию эмоционального интеллекта у старших дошкольников.

На начальном этапе нами была проведена диагностика по методике Н. Холла «Определение уровня эмоционального интеллекта» (модификация для детей 5-6 лет) и Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Свою работу мы начали с включения в образовательный процесс, режимные моменты и совместную деятельность игр, способствующих снятию эмоционального и нервного возбуждения, мышечных зажимов и контроля поведения, таких как: «Воробьиные драки», «Ласковый мелок», «Мышь в мышеловке», «Мыльные пузыри», «Злые и добрые кошки», «Руки ссорятся – руки мирятся» и других.

 Параллельно с этим нами был разработан авторский экран настроения «Космическое путешествие», работая с которым, детям необходимо было в течение дня определять свои эмоции, и за четкоеобоснование выбора эмоции детям вручались разноцветные ромбики, из которых каждый собирал свою звезду. У каждого ребенка был свой цвет, который соответствовал цвету космонавтика с приклеенной фотографией самого ребенка.

На втором этапе нашей деятельности была разработана игра «Звездный микс», направленная на понимание эмоций другого человека (эмпатию). Каждая звезда игрового поля отвечает за определенную эмоцию: удивление, злость, страх, радость, грусть, интерес. Если фишка попадает на ход с эмоцией «интерес», ребенок берет карточку с заданием (в технике пантомима) типа: изобрази легкий летний ветерок, кипящий чайник, вредную мышь, тающий сугроб, веселый бубен и другие. Данный элемент театрализованной деятельности способствует обогащению эмоционального опыта дошкольников.

На следующем этапе нами был разработан медиа кейс «Чувствую. Говорю. Делаю». Его задачей является закрепление у детей осознания собственных эмоций и эмоций других людей. Используемые нами современные образовательные технологии, помогают научить детей управлять собственными эмоциями, параллельно развивая речь (словарный запас обогащается эмоционально-экспрессивной лексикой), что способствует формированию причинно-следственных связей.

К активному участию в нашей проектной деятельности были привлечены и семьи воспитанников, так как полноценное развитие детей невозможно без поддержки заинтересованных в этом родителей. Именно в семье дети учатся эмоциональному восприятию окружающего мира, здесь складывается отношение к людям и определяется уровень социально-нравственного развития ребенка. Родителям были даны рекомендации по изготовлению «Календаря настроения», целью которого было активизировать у дошкольников процесс самопознания, побуждать их к пониманию собственных эмоций и ситуаций, оказывающих влияние на смену настроения.

 Так же были изготовлены буклеты «Игры, которые лечат». Содержание их направлено на сближение взрослого и ребенка, на понимание переживаний и интересов друг друга, формирование оценочного отношения к собственным эмоциям, раскрепощение и возможность открыто выразить собственные чувства и эмоции. Родители с интересом приняли активное участие в данных мероприятиях. Многие из них уже на этом этапе отметили положительную динамику.

Проведя повторно диагностику и сравнив результаты на начало и конец года. Мы отметили, что появились дети с высоким уровнем EQ, а общий уровень тревожности значительно снизился.

  Начало года Конец года
Уровень эмоционального интеллекта
Высокий уровень 0 24%
Средний уровень 15% 61%
Низкий уровень 85% 15%
Уровень тревожности
Высокий уровень 62% 21%
Средний уровень 23% 72%
Низкий уровень 15% 7%

Полученные результаты показали, что проделанная нами работа благоприятно воздействует на психоэмоциональное развитие детей.

Таким образом, мы пришли к выводу, что выбранный нами вектор направления верен, что дает нам стимул для дальнейшей работы.

Оставить комментарий

Госуслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

Версия для слабовидящих

Сведения об образовательной организации

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Руководство
  • Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
  • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
  • Стипендии и меры поддержки обучающихся
  • Международное сотрудничество
  • Организация питания в образовательной организации
  • Образовательные стандарты и требования
  • Противодействие коррупции
  • Методическая копилка
    • Детские исследовательские работы, проекты
    • Лучшее оформление помещений, территории, участка
    • Презентации
  • Противодействие терроризму
  • Охрана труда
  • Гостевая книга

Ссылки

Официальный интернет-портал правовой информации

Архив новостей

  • Апрель 2025
  • Март 2025
  • Февраль 2025
  • Декабрь 2024
  • Ноябрь 2024
  • Сентябрь 2024
  • Август 2024
  • Июнь 2024
  • Май 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Январь 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июль 2023
  • Июнь 2023
  • Май 2023
  • Апрель 2023
  • Март 2023
  • Февраль 2023
  • Январь 2023
  • Декабрь 2022
  • Ноябрь 2022
  • Октябрь 2022
  • Сентябрь 2022
  • Август 2022
  • Июль 2022
  • Июнь 2022
  • Май 2022
  • Апрель 2022
  • Март 2022
  • Февраль 2022
  • Январь 2022
  • Декабрь 2021
  • Ноябрь 2021
  • Октябрь 2021
  • Сентябрь 2021
  • Август 2021
  • Июль 2021
  • Июнь 2021
  • Май 2021
  • Апрель 2021
  • Март 2021
  • Февраль 2021
  • Январь 2021
  • Декабрь 2020
  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Декабрь 2015
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Январь 2015
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
"Центр повышения квалификации" © 2017
  • Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты