Емуранова Р.Ф.,
учитель-логопед ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» структурное подразделение «Детский сад № 16» г. о. Отрадный Самарской области
Одно из перспективных направлений развития коррекционной педагогики – активное использование учителями-логопедами современных компьютерных технологий. Благодаря включению в занятия компьютерных игр, мультимедийных презентаций, видеороликов у детей повышается мотивация к обучению. Педагогу предоставлена большая база интернет-ресурсов, ему легче вести соответствующую документацию, проводить обработку данных, строить индивидуальные графики речевого развития. Кроме того, расширяются возможности сотрудничества с родителями дошкольников. Однако главной задачей использования ИКТ остается не заменить традиционные средства работы, а дополнить их.
В настоящее время в отечественной логопедии накоплен определенный практический опыт применения информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Между тем данный аспект в логопедической практике остается актуальной проблемой, т. к. возможности ИКТ для развития и обучения подрастающего поколения часто используются неэффективно или не в полной мере.
Совершенствуя свои практические навыки и одновременно постигая возможности компьютера, учителя-логопеды признают, что ИКТ расширяют возможности их профессиональной деятельности, в т. ч. при решении коррекционных задач. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что грамотное овладение учителем-логопедом современными компьютерными технологиями и активное их использование является одним из перспективных направлений развития коррекционной педагогики.
При внедрении в логопедическую работу ИКТ решаются следующие задачи: с одной стороны — у детей повышается мотивация к занятиям, а следовательно, эффективность коррекционной работы; с другой стороны — использование ИКТ позволяет расширить возможности сотрудничества учителя-логопеда с родителями и педагогами, что также отражается на результатах проводимой коррекции.
В ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» структурное подразделение «Детский сад № 16» ИКТ применяются в нескольких направлениях:
работе учителя-логопеда с детьми;
оформлении и ведении соответствующей документации;
взаимодействии с родителями, воспитателями и специалистами ДОО.
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда
Так, в ходе логопедической работы с помощью ИКТ проводится тестовая диагностика речевого развития воспитанников. В программе Microsoft Exсel в таблицу вносятся баллы за каждое выполненное ребенком задание, что позволяет провести количественную обработку данных, значительно ускоряя процесс подсчета результатов и построения индивидуальных графиков речевого развития (по результатам логопедического обследования в сентябре, январе, мае).
Кроме того, оформление документации (составление отчетов, расписаний занятий, заполнение бланков) в электронном виде сокращает работу учителя-логопеда с бумажными носителями информации.
С помощью ИКТ разрабатывается наглядно-дидактическое сопровождение к логопедическим занятиям, которое позволяет специалисту сделать их более насыщенными, интересными, разнообразными. Общение с ПК вызывает у детей живой интерес, способствует формированию у них познавательной мотивации, развитию произвольной памяти и внимания, логического мышления.
Важно отметить, что несмотря на огромное количество игр, презентаций, находящихся в открытом доступе в сети Интернет, не так много практического материала, который учитель-логопед может использовать сам и предложить родителям без предварительной обработки. Причем имеющийся материал не всегда соответствует по содержанию дошкольному возрасту, часто не учитываются принципы обучения и воспитания детей с речевыми проблемами. Поэтому его доработка и расширение является на сегодняшний день актуальной задачей.
Эффективность логопедических занятий повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка дошкольного возраста становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами: картинками, игрушками, разрезными моделями, складными кубиками. Дети, уже знакомые с компьютером, требуют при организации логопедического занятия особого внимания и особых средств воздействия. Но главная цель при использовании ИТК в логопедии — не заменить традиционные средства, а дополнить их.
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, ЧТО НИ ОДНА КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, КАК БЫ ОНА НИ БЫЛА ЭФФЕКТИВНА, НЕ ЗАМЕНИТ ЖИВОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ НЕ ЦЕЛЬ, А ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, СРЕДСТВО, АКТИВИЗИРУЮЩЕЕ КОРРЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС.
Фрагмент непосредственно образовательной деятельности с детьми
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОПТИМАЛЬНО РЕШИТЬ 7 ЗАДАЧ:
• формировать на занятиях положительный эмоциональный фон;
• способствовать появлению у детей мотивации к успешному овладению компонентами родной речи;
• воспитывать стремление достичь положительного результата;
• развивать высшие психические процессы — память, внимание, мышление, воображение, восприятие;
• совершенствовать разные компоненты речевой системы;
• осуществлять индивидуальный подход в обучении;
• обучать некоторым элементарным действиям на ПК.
Так, применение презентаций, видеороликов на логопедических занятиях позволяет работать с речевым материалом, соотносимым с реальными жизненными условиями, а также моделировать такие ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Немаловажное значение имеет и то, что с электронными изображениями можно совершать различные манипуляции (например, делать их крупнее, ярче, реалистичнее), что не всегда достижимо при использовании рисунков или иллюстраций на бумаге.
Благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат. В качестве примера в приложении 1 представлены возможные варианты применения мультимедийных презентаций на логопедических занятиях.
Кроме того, ИКТ позволяют создавать базу интернет-ресурсов для оптимизации деятельности учителя-логопеда. Так, ссылки с сайтов, которые несут в себе нужную информацию, содержат как теоретические, так и практические материалы, сохраняются в оформленную в электронном виде и разбитую по темам таблицу. Систематизированная в таком виде информация позволяет специалисту путем перехода по гиперссылкам легко находить необходимый материал.
Игры и игровые упражнения на компьютере создают более комфортные условия для успешного выполнения предложенных заданий. Так, у учителя-логопеда появляется возможность познакомить ребенка с моделями взаимодействия с вымышленными персонажами компьютерной программы, что способствуют формированию межличностной коммуникации. Вслед за компьютерными героями дошкольник стремится говорить правильно, может видеть и контролировать ситуацию, исправлять ее. Он «помогает» героям решать различные проблемы, с которыми впоследствии может сам столкнуться в реальной жизни.
На индивидуальных логопедических занятиях с использованием ИКТ у детей пропадает негативный настрой, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов при автоматизации и дифференциации поставленного звука, появляется уверенность в собственных силах и желание научиться правильно говорить.
Использование ИКТ в рамках взаимодействия с родителями
Компьютерные технологии стали одной из форм эффективного сотрудничества педагогов и семей воспитанников. Так, в ДОО для родителей создаются игровые электронные презентации, видеоматериалы, которые можно использовать дома для закрепления с ребенком пройденной темы. Это особенно актуально в работе с теми детьми, которые часто пропускают занятия по болезни.
Задача создания и применения разного рода слайд-шоу и видеофрагментов — показать родителям те моменты в речевой практике ребенка, которые непосредственно вызывают затруднения(образцы неправильной речи, а также примеры правильной артикуляции, дыхания, темпа, ритма и т. д.). Кроме этого, семьям предлагаются записи речи детей, фотоотчеты с логопедических занятий. Возможность использования аудио- и видеоаппаратуры позволяет также организовать работу по правильному звукопроизношению. Кроме того, на сайте ДОО родители могут ознакомиться с материалами (рекомендациями, примерами игр и игровых упражнений), предоставленными учителем-логопедом.
О положительном отношении к применению ИКТ в логопедической работе свидетельствуют результаты проводимого анкетирования семей воспитанников (приложение 2).
В данный момент в ДОО разрабатывается мобильное приложение как дополнительная форма взаимодействия с родителями, с помощью которого они смогут оперативно получать необходимую информацию о ходе коррекционного процесса, использовать предложенные учителем-логопедом рекомендации.
Использование ИКТ в работе, направленной на развитие и коррекцию речи воспитанников, позволяет достичь высоких результатов. Так, сравнивая данные мониторинга речевого развития (диагностика проводилась в конце года) в двух группах, можно сделать следующий вывод: дети из группы, в которой в сочетании с традиционными средствами обучения на логопедических занятиях применялись ИКТ, показали более высокий результат в преодолении речевых нарушений, чем дети из группы, в которой данные технологии не использовались.
Результаты мониторинга речевого развития детей в группах
Компоненты речевого развития Без применения ИКТ С применением ИКТ
Моторная сфера 79 82
Неречевые функции 82 87
Импрессивная речь 78 85
Звукопроизношение 62 64
Фонематические процессы 70 78
Слоговая структура 85 89
Лексика 78 83
Грамматика 70 75
Связная речь 61 69
Среднее значение 74 79
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что применение ИКТ является одним из эффективных способов формирования у детей правильной речи и коррекции ее недостатков.
Безусловно, компьютер не может заменить учителя-логопеда, поэтому работа педагогического коллектива ДОО ориентирована на разработку комплексной системы занятий с использованием возможностей ИКТ наряду с традиционными приемами и методами, направленными на развитие речевой активности дошкольников и коррекцию у них речевых трудностей. Одним из таких занятий стало итоговое мероприятие «Загадки от Федоры» для детей старшей логопедической группы, план-конспект которого представлен в приложении 3.
Интерактивная игра на умение образовывать и употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме
Приложение 1
Возможные варианты применения мультимедийных презентаций на логопедических занятиях
Занятие Презентации
Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения Презентация «Артикуляционная гимнастика». Серия презентаций для автоматизации и дифференциации звуков («Простоквашино — звука [р]», «Приключения Лосяша — звука [ш]», «Цветочная поляна — звука [с]», «Самолет — звука [л]» и др.
Занятия, направленные на расширение, обогащение словаря Презентации по основным лексическим темам: «Чудо-фрукты/овощи», «Времена года», «Путешествие в Осень», «Новый год», «Животные», «Насекомые», «Птицы», «Одежда», «Мебель», «Транспорт», «Мой дом — моя крепость», «Посуда» и др. Презентации на расширение глагольного словаря, умение подбирать многозначные слова, синонимы, антонимы и др.
Проведение дидактических игр Презентации на развитие грамматического строя речи (для игр «Один — много», «Скажи ласково», «Большой — маленький», «Посчитай» и др.)
Занятия по обучению грамоте Презентации, направленные на формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза