Локтишева Наталия Николаевна, Старший воспитатель ГБОУ детский сад № 1313, г.Москва
В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач — к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.
Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при организации работы по индивидуальным образовательным маршрутам.
Хотим поделиться опытом работы по составлению индивидуальных маршрутов достижений педагога, используемых в работе нашего детского сада. Наиболее эффективным является составление маршрута на межаттестационный период.
Данную технологию мы начали использовать совсем недавно, литературы по данному вопросу не хватает, поэтому приходится идти методом проб и экспериментов.
Индивидуальный образовательный маршрут- это:
• структурированная программа действий педагога на некотором фиксированном этапе работы;
• замыслы педагога относительно его собственного продви¬жения в образовании, оформленные и упорядоченные им, готовые к реализации в педагогических технологиях и в педагогической деятель¬ности.
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации:
1. содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);
2. деятельностный (специальные педагогические технологии);
3. процессуальный (организационный аспект).
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
• особенностями, интересами и потребностями самого педагога, его воспитанников и их родителей в достижении необходимого образовательного результата;
• профессионализмом педагогического коллектива;
• возможностями учреждения удовлетворить образовательные потребности воспитанников;
• возможностями материально-технической базы образовательного учреждения.
Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута определяется рядом условий:
• осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образова¬тельного маршрута как одного из способов определения самосознания педагога ДОУ, самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора содержания, формы, режима, уровня образования;
• осуществление целенаправленной деятельности по формированию у педагогов устойчивого интереса к процессу проектирования собственного образовательного маршрута;
• осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационная поддержка процесса разработками индивидуального образовательного маршрута;
• включение педагогов в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута (как субъектов выбора пути получения образования и как заказчиков образования);
• организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образо¬вательного маршрута.
Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута может быть представлена тремя этапами:
самоопределение;
построение маршрута;
оформление.
Этап самоопределения
Включает в себя определение образовательной целей (индивидуальный выбор цели образования), прогнозирование результатов и выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели. Одной из задач педагога на данном этапе является включение в ситуацию самопознания (выявления своего потенциала), осознания и соотнесения индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиями профильного обучения), определения сферы деятельности, раскрывающей его интерес. Результат данного этапа может характеризоваться самоопределением в образовательном процессе.
Этап построения
Построение индивидуального образовательного маршрута включает себя следующие шаги: определение содержания образования (в том числе и дополнительного), планирование собственных действий по реализации цели, разработка критериев и средств оценки полученных результатов (собственных достижений). Результатом данного этапа может быть программа конкретных действий по реализации замысла (индивидуального образовательного маршрута).
Этап оформления
Оформление индивидуального образовательного маршрута предполагает своего рода фиксацию замыслов в определенном документе (к числу таких документов могут быть отнесены индивидуальный учебный план, индивидуальная образовательная программа), после чего начинается этап реа¬лизации индивидуального образовательного маршрута.
Основные шаги в составлении индивидуального маршрута достижений педагога (примерный вариант):
1. Определение направления работы (по желанию педагога или по заказу учреждения, в котором он работает);
2. Подбор и изучение литературы по выбранному направлению работы;
3. Анализ и самоанализ педагогической деятельности в соответствии с выбранным направлением работы;
4. Определение условий для осуществления данного направления в педагогической деятельности
• курсы повышения квалификации
• посещение семинаров и открытых занятий в своём ДОУ, в учреждениях округа и т.д.
• изучение мастер-классов в Интернет-ресурсах
• консультации методистов своего ДОУ, других учреждений, ОУМЦ
• создание творческих групп объединение в группы с коллегами со смежными темами (или ранее занимающимися изучением данного вопроса)
• наставничество;
5. Реализация условий для осуществления данного направления в педагогической деятельности в соответствии с желанием и возможностями педагога;
6. Планирование осуществления педагогической деятельности в соответствии с выбранным направлением работы;
7. Осуществление педагогической деятельности по составленному плану;
8. Обобщение и систематизация результатов педагогической деятельности в соответствии с выбранным направлением работы;
9. Отчёт и представление результатов педагогической деятельности в соответствии с выбранным направлением работы; трансляция педагогического опыта на разных уровнях;
10. Аттестация на соответствующую квалификационную категорию (по результатам работы).
Некоторые из вариантов наглядного оформления маршрута:
Текстовый:
1. Определение направления работы: ________ (тема, сроки).
2. Подбор и изучение литературы по выбранному направлению работы (список литературы, примерные сроки).
3. И т.д.
Табличный:
№ этапа Содержание Сроки выполнения
4 Определение условий для осуществления данного направления в педагогической деятельности
Курсы повышения квалификации В течение уч. года
Посещение Дня открытых дверей в ….. Апрель …… года
Консультация методиста ОУМЦ Каждую среду в течение ….. месяца
5 Реализация условий для осуществления данного направления в педагогической деятельности в соответствии с желанием и возможностями педагога
Источник: https://www.resobr.ru/article/63080-qqq-17-m01-individualnyy-marshrut-dostijeniy-pedagoga?utm_source=www.resobr.ru&utm_medium=refer&utm_campaign=contentblock_articles
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.
Список использованной литературы:
1. Башмаков М. Индивидуальная программа. – (Электронный ресурс)- Статья с сайта http://zdd.1september.ru
2. Друбецкая Л.А. Развитие креативности педагогов и детей в дошкольных образовательных учреждениях. Начальная школа плюс до и после, № 1, 2010.