Е.А. Афанасьева, Е.В. Рожкова
В данной статье представлена работа по использованию игрового пособия для детей «Шагай вместе с Роб», первые шаги в программировании, направленное на формирование у дошкольников основ алгоритмики.
Ключевые слова: конструирование, робототехника, программирование
В наши дни большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как LEGO конструирование и образовательная робототехника. Сейчас дети живут во время активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Во все сферы человеческой жизнедеятельности всё быстрее проникают технические достижения, которые вызывают интерес детей к современной технике.
В процессе апробации парциальной программы Татьяны Владимировны Волосовец, Юлии Викторовны Карповой «От Фребеля до робота, растим будущих инженеров» наши воспитанники шаг за шагом повышают свой уровень мастерства в конструировании, но при запуске робототехнических устройств, они не могли создавать простейшие линейные программы и понимать, как они будут выполняться.
Ознакомившись с материалами в сети интернет, мы увидели множество инструментов, которые позволят ребенку освоить навык программирования, однако они требуют финансовых затрат.
Мы хотим предложить Вашему вниманию, разработанное нами игровое пособие «Шагай вместе с Роби», для его изготовления понадобиться бумага, карандаши, линейка, фломастеры и желание.
Цель игры. Формирование у дошкольника основ алгоритмики, используя игровое пособие «Шагай вместе с Роби».
Решаемые задачи.
Обучающие:
1. Научить понимать элементарные схемы пространства;
2. Обучать детей передвигаться в заданном направлении;
3. Учить составлять простейшие линейные программы
Развивающие:
1. Развивать навыки микро — ориентировки на листе бумаги, на плоскости;
2. Развивать речь, логическое мышление, мелкую моторику.
3. Обеспечить развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Воспитательные:
1.Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми во время образовательной деятельности;
2. Способствовать формированию навыка договариваться между собой и действовать согласованно;
3. Формировать умение добиваться поставленной цели и доходить до результата.
Игровое пособие представляет собой набор карточек с обозначением движения (стрелки и повороты), предметы (Роби, дома деревья, машины и т.д), схемы движений и карты, представляющие расчерченное поле на сектора, двух видов пустое и заполненные.
Работа по игре строится поэтапно.
Сначала воспитанники рассматривают игровые карточки, значение которых поясняет педагог.
Перед детьми ставиться игровая задача, проложить маршрут на карте до дома Роби, используя карточки стрелок и поворотов. Научившись выкладывать, переходят к формированию умений записывать маршрут стрелками и поворотами, далее количество стрелок заменяем на числа.
Усложняем задачу, предлагаем ребенку записать маршрут, без подсказок на карте, который обязательно проверяем с ребенком.
В игре имеются карточки с записанными маршрутами, воспитанники по ним выкладывают путь Роби. Можно предложить найти путь короче, длиннее.
В процессе столкнулись с проблемой, когда в игре собиралось большое количество детей или был необходим показ, требовались материалы большого размера. Мы увеличили размер карточек, прикрепили к ним магниты, а поле сделали пустым. Теперь легко работать с группой и индивидуально, под руководством воспитателя и самостоятельно.
Однажды мы положили карту на стол и ребята, предложили использовать конструктор. Они построили Роби, домики, машинки, деревья и наша игра стала проходить за столом, а ребята стали делиться на команды, используя полученный опыт.
Мы предложили детям на пустой карте расположить предметы по координатам. Расставляя предметы, мы открываем карточки, с координатами и находим им место.
В результате игры воспитанники научились понимать элементарные схемы пространства; передвигаться в заданном направлении; составлять простейшие линейные программы, умение добиваться поставленной цели и доходить до результата.
А самое главное, что при программировании робототехнических конструкций дети легко справляются с составлением программ. Часто мы слышим, что они проговаривают: «Надо делать шаги как с Роби».