О.В. Долженко
Обучение и воспитание в детском саду ставит перед нами одну из актуальных на сегодняшний день задач – патриотическое воспитание дошкольников. В ходе её реализации с детства закладываются те нравственные ориентиры, которые в дальнейшем влияют на развитие общества, на сохранение и приумножение духовных, нравственных ценностей. Очень важно не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в непростой современной обстановке.
По стечению обстоятельств набор в нашу группу оказался весьма разнообразен и даже богат по национальной принадлежности детей (известно 12). Ведь ни для кого не секрет, что родители детей других национальностей дают своим детям имена, так непривычно звучащие для нас, порой, приходя за своим ребенком, они общаются с ним на родном языке, и каникулы эти дети проводят у бабушек и дедушек «за границей». У них свои традиции и праздники, о которых другие имеют лишь поверхностное представление.
Благодаря некоторым факторам нашего совместного группового быта по мере взросления и развития любознательности воспитанников, в их сознании возник вопрос: «А почему некоторые мои друзья не такие как я?».
Этот чисто детский интерес, по сравнению со взрослым восприятием, позволяет на начальном уровне познания заложить основы здорового мировосприятия и уважения прежде всего к человеку, формировать дружеские отношения.
Из наблюдений и личного общения замечено, что некоторые родители стесняются говорить о своей национальности или даже не знают о своей кровной наследственности. Считаю, что это несет определенные потери в духовном и культурном воспитании детей. Надо учить их любить свою Родину открыто, знать и сохранять культурные традиции своего народа, гордиться достижениями своих предков, а через воспитание этих чувств формировать интерес и уважение к истории, культуре и обычаям других народов.
Итак, вопрос возник, и он стал проблемой, определяющей тему проекта, который мы назвали «Хоровод дружбы».
1 этап – организационно-подготовительный:
Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта.
Согласно программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя такую задачу как «формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках». Исходя из этого, были определены проблема, цель и задачи проекта.
Изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта.
Патриотическая тема воспитания является актуальной в нашей многонациональной и дружественной стране. Поэтому на сегодняшний день имеется богатый педагогический опыт его распространения.
Пополнение предметно-развивающей среды.
Благодаря совместным с родителями стараниям у нас в группе появился мини-музей «Дружба народов», где представлены иллюстративный материал, посуда, народная игрушка, элементы национальной одежды. Создана картотека подвижных игр «Игры народов мира» и произведена подборка литературных произведений.
2 этап – рефлексивно-диагностический:
На этом этапе был принят к работе план, по которому некоторые семьи собирали материал для подготовки презентации о своей исторической родине. Дома с детьми шла подготовка к представлению презентации в группе. Далее определялись детские возможности пересказа перед группой своего материала с опорой на иллюстрации.
3 этап – практический:
Все подготовленные презентации предлагались детям поэтапно и через сюжетно-ролевые игры «Клуб путешественников», «Туристы», «Летим в гости», «Экскурсоводы» и т.п.
В ходе ознакомления с художественной литературой, дети познакомились с народными сказками. В некоторых из них проследили параллель с известными русскими народными.
Поддерживая детский интерес к музыкальному творчеству, организовывались «Музыкальные паузы»: дети прослушивали записи народных музыкальных произведений, сами играли на музыкальных инструментах, водили хороводы, сопровождающиеся песнями («Золотые ворота», «Вейся, вейся, капуста», «Жаворонушки», «Земелюшка-чернозем», «Каравай»).
Через изобразительное творчество поставлена задача расширить представления о декоративно-прикладном искусстве, в т.ч. для родителей с детьми проведен мастер-класс по изготовлению нитяной обрядовой куклы Мартинички. Организован уголок творческой деятельности (тематические раскраски, поделки).
Использование на прогулках новых подвижных народных игр из составленной картотеки вызвало у детей большой интерес. Использование этих игр направлено как на поддержание естественной двигательной активности детей, так и на развитие физических качеств, развитие способности к самоконтролю и самооценке и дружелюбных отношений в коллективе.
4 этап – заключительный:
Представление итогового продукта проекта через проведение открытого мероприятия для родителей и педагогов «Фестиваль дружбы», цель которого привлечь родителей к нетрадиционным формам взаимодействия с детским садом, способствовать дружественному общению родителей между собой и укреплению связей с детьми, создание условий для развития родительской компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития детей.