ФГОС ДО определяют содержание образовательной области «Познавательное развитие» как достижение цели:
развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития.
Через решения ряда задач, одна из которых формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
На основании основных принципов новой модели образования — образование — это «фундаментальное ядро.
И это «фундаментальное ядро» начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Организация успешной познавательной деятельности в ДОО обеспечит школе, как следующей ступени образования, начинать работу не с нуля, а развивать то, что заложено ранее. И будет ли школьная жизнь радостной для ребёнка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит, как сформирован познавательный интерес у ребёнка.
В «Толковом словаре русского языка «С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой сказано « Любопытный – склонный к приобретению новых знаний…»
В дошкольной образовательной организации ребёнок познаёт мир в играх, на прогулке, в труде, в процессе непосредственно образовательной деятельности, чтении художественной литературы, в процессе общения с взрослыми. Однако нельзя забывать, что главными воспитателями ребенка остаются родители, и многое зависит от среды, в которой ребенок растет и развивается. Педагогу важно проектировать свою деятельность в тесной взаимосвязи с семьей, с родителями воспитанников. Познавательный интерес и творческие способности ребенка необходимо поддерживать и развивать, инициативу всячески поощрять и способствовать проявлению самостоятельности.
Анализ профессиональной деятельности показывает, что создание условий для обеспечения полноценного развития личности ребёнка затрудняется, так как:
-количество детей в группе на одного взрослого не всегда позволяют сформировать индивидуальный подход к каждому ребёнку.
-многие родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей, считая, что это должны делать в образовательном учреждении. И, как следствие, планируемый воспитателем результат не достигается.
На детские «почему» родители не могут или не хотят отвечать так, чтобы интерес, заключённый в вопросе, не угасал, а развивался также можно говорить о недостатках и в результатах профессиональной деятельности:
-недостаточно эффективные методы повышающую познавательную активность детей.
-методы сотрудничества педагога с семьёй малоэффективны.
-ближайшее окружение (поселковая инфраструктура не развита) нет музеев, библиотек и т. д. что могло бы стимулировать и удовлетворять познавательную потребность детей;
— отмечается недостаток разработанных рекомендаций по организации развивающей предметно-пространственной среды, и соответствующего методического обеспечения.
-в итоге ребёнок не проявляет любознательность, не задаёт вопросы, не склонен наблюдать и экспериментировать, творческие способности не развиваются в полной мере.
Поскольку, главные воспитатели ребенка это — родители, то необходимо привлечь их к решению проблемы формирования целостной картины мира и расширения кругозора детей. Работу и общение с родителями надо воспринимать как процесс сотрудничества, формировать единые направления воспитания в семье и дошкольной образовательной организации.
Познавательный интерес у ребёнка чаще всего направлен на определённую сторону жизни на то или иное явление, предмет.
Познавательный интерес включает интеллектуальную активность в сочетании с эмоциональным отношением и волевым усилием.
К.Д. Ушинский интерес к учению называл « интересом, полным мысли». Значит надо планировать свою образовательную деятельность так, чтобы вызвать интерес у ребёнка, а если ребёнок заинтересован, то он начинает заниматься с увлечением, с особым подъёмом, переживая чувство удовлетворения, радости.
29 Фев2016