Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, смотрят по телевизору рекламу, оплачивают с родителями счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.
Финансовая грамотность признана в мире необходимым жизненным умением наравне с чтением и письмом. Обучая детей, мы помогаем им прояснить связь между работой, заработком, затратами и сбережениями. Дети раньше понимают цену деньгам, учатся правильно принимать финансовые решения. К сожалению, реализация задач по финансовой грамотности дошкольников, происходит спонтанно, отсутствует систематическая образовательная работа. А чем раньше мы научим детей грамотному отношению к собственным деньгам, познакомим с опытом использования финансовых продуктов, тем более успешными они будут во взрослой жизни.
Результаты исследований в области финансовой грамотности детей дошкольного возраста свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представления формируются начиная со средней группы, а к подготовительной группе дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как «стоимость», «деньги», «бюджет семьи», «реклама», «богатство» и т.д.
Минпросвещения России совместно с Центральным банком Российской Федерации и Центром реализации государственной образовательной политики и информационных технологий, рекомендуют ввести во всех садах основы финансовой грамотности. В соответствии с этим, в нашей образовательной организации воспитателем Ореховой Л.М. была разработана авторская программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников, которую используют в работе с детьми наши педагоги.
Знакомство детей с финансовой азбукой в нашем образовательном учреждении проходит в игровой форме, в режимных моментах, в совместной деятельности «воспитатель — дошкольник — родитель».
Воспитатели используют различные формы: тематические беседы по ознакомлению с элементарными финансовыми понятиями, деньгами разных стран, виртуальные экскурсии, сюжетно — ролевые игры, чтение художественной литературы, сказок с экономическим содержанием, тематические игры, образовательные квесты.
Эффективным средством формирования основ экономической культуры старших дошкольников является театрализованная деятельность, она позволяет сказочным героям ввести ребят в сказочный мир финансов, объясняя взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость с одной стороны и нравственными – «бережливость, честность, щедрость, достоинство» — с другой. Для повышения интереса педагоги используют разные по содержанию и видам театрализованные игры: игры — путешествия, игры — загадки, игры — беседы.
На тематических беседах по ознакомлению с деньгами разных стран мира, воспитатели показывают детям наглядность денежных знаков с точки зрения графических объектов, изображённых на них. Денежные знаки многих стран мира – настоящие шедевры искусства. Именно красочные банкноты, нередко, больше расскажут опытному исследователю, чем десятки страниц карт атласа. Банкноты России – это настоящий экскурс по знаковым городам нашей Родины. Рассматривая купюру номиналом в сто рублей, дети знакомятся со столицей страны и Большим театром. В светло-коричневых тонах напечатан сам театр, с колесницей прекрасного Аполлона на переднем плане, оборотная же сторона купюры посвящена Театральной площади.
Изучая создание денежных знаков, педагоги рассказывают детям, что это очень сложный и достаточно длительный процесс, в котором задействованы специалисты разных сфер. Рассказывают детям, что бумажные денежные знаки можно коллекционировать. Знакомят с денежными коллекциями. Рассказывают о том, что коллекционирование бумажных денежных знаков возникло в Китае, уже после появления первых бумажных денежных знаков.
Обучая детей азам финансовой грамотности, педагоги воспитывают у дошкольников такие качества, как трудолюбие, ответственность, добросовестность, уважение к людям разных профессий, бережное отношение ко всему, что создано человеком. Способствуют пониманию детьми того, что трудиться необходимо каждому человеку, чтобы приносить пользу себе, семье, окружающим людям, стране. Для того, чтобы страна была богата, нужно, чтобы каждый человек работал хорошо – много производил полезных и нужных товаров.
Раскрывая воспитанникам нравственный аспект, используют и другие формы работы: решение проблемных ситуаций, дискуссии. Например, на тему «Всё ли можно купить за деньги?» (продукты, здоровье, дружбу, игрушки, воздух, одежду, счастье…). Важно чтобы дети осознали, что потребности людей бывают не только материальные – еда одежда, предметы быта, но и духовные – ЛЮБОВЬ, ДРУЖБА и ДОБРО! Что не всё продаётся и покупается, главные ценности – жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди – за деньги не купишь. Осознанию детьми этих важных нравственных понятий способствуют беседы на темы: «Нужно ли кошельком мерить всё на свете», «Загадай три желания», «Что такое доброта, благотворительность?», «Откуда приходят деньги?». Упражняем детей в решении проблемных ситуаций из жизни и из литературных произведений: «Для чего человек трудится?», «Сколько стоит доброе слово?». Прочитав басню И. Крылова «Стрекоза и муравей», рассуждаем с детьми как помочь стрекозе, что ей посоветовать? Может познакомить её с пословицами? С какой лучше: «Много слов, да мало дела», «Делу время – потехе час»?
В свободное от занятий время, предлагаем детям объяснить пословицы: «Не всё продаётся, не всё покупается», «Была бы охота, заладится любая работа», «Маленький труд лучше большого безделья», «Заработанная копейка лучше дарёного рубля», «Без труда человек не познает счастья», «Денег мало – не беда, если есть друзья всегда».
Известно, что в дошкольном возрасте основы финансовой грамотности быстрее и лучше формируются через базовые нравственные представления о добре и зле, о хорошем и плохом. Сначала даём понятие о бережном отношении к вещам, природным ресурсам, а потом знакомим с денежными средствами.
Очень важно, чтобы не только воспитатели, но и родители помогали своему ребенку осваивать основы финансовой грамотности, беседовали с детьми на финансово — экономические темы, прививали бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, к труду взрослых, читали детскую литературу, связанную с финансовой грамотностью, знакомили с семейным бюджетом, из чего он складывается и как рационально расходуется.
Многие родители нашего дошкольного учреждения откликнулись на предложение воспитателей познакомить всех детей со своей профессией. На «маминых» и «папиных» уроках, родители в доступной форме, используя презентации и различные атрибуты, знакомят детей со своей профессией, показывают важность своего труда для всех людей. Дети на наглядных примерах видят значимость и важность труда своих родителей, испытывают гордость за них. В дошкольном учреждении создана лекотека таких презентаций.
Надеемся, что различные формы работы с детьми, помогут нашим воспитанникам, в будущем, аккуратно вести свой бюджет, стать более ответственными и организованными, рационально распределять семейный бюджет, правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях и во всех сферах жизни.