В жизни детей дошкольного возраста игра занимает особое место. Изменения, происходящие в нашем обществе последнего десятилетия, оказывают влияние на все сферы жизни, в том числе и на детскую игру.
Проблема развития игровой деятельности дошкольников — одна из актуальнейших проблем современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования. Актуальность данной проблемы на современном этапе обусловлена постепенным вытеснением игры — одного из ведущих видов деятельности из педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения, а значит, и из жизни ребенка. Нет необходимости доказывать значение игры для развития и воспитания дошкольника, становление детской личности — это аксиома, авторитетно выведенная отечественными и зарубежными исследователями.
Процитируем Л.С. Выготского, который подчеркивал, что «через игровую деятельность и движется ребенок. В этом она может быть названа ведущей, так как определяет развитие, потеря или резкое уменьшение игры для ребенка трудно восполнимы, т.к. и воображение, и способность к общению, к совместным действиям развиваются в игре и учеба в процессе игры — самая эффективная ».
Удивительная открытость чувств и переживаний, разнообразие притязаний и достижений ребенка в игре позволяют понять его в личностном становлении и культурном развитии. Эта особенность игры была отмечена известными психологами и педагогами.
Классическими стали слова К.Д.Ушинского о необходимости внимательно вглядываться в детские игры, ибо все, что переживает ребенок в игре, не проходит бесследно, а путем связывания различных ассоциаций отражается непосредственно в его личном опыте, во взаимоотношениях с людьми, в отношении к миру.
Отечественной дошкольной педагогикой и детской психологией накоплен достаточно обширный научных материал, раскрывающий психологическую характеристику игры как деятельности.
Вместе с тем проблема детской игры оказалась поистине неисчерпаемой для исследователей и до сих пор не утратила своей актуальности.
В современной теории и практике воспитания назрела острая необходимость продолжения исследования игровой деятельности и игровой культуры современного дошкольника с целью наиболее активного и результативного использования возможностей игры для развития ребенка.
Результаты исследований А.П. Молодовой свидетельствуют о том, что в дошкольном детстве усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на занятиях. На занятиях ребенок выполняет задания взрослого, а в игре решает собственную задачу и формирует собственную положительную оценку.
Игра, вызывающая эмоциональный отклик, не может не оказывать влияние на формирование правильного отношения к живому миру у дошкольников. Через игру легко формируются новые положительные эмоции и чувства и позитивное отношение к миру. Важна и обратная сторона явления: экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивают лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника.
Многочисленные исследования отечественных психологов и педагогов позволяют утверждать, что корни игровой деятельности уходят в обучение, в процессе которого дети получают сведения об окружающей действительности и могут овладеть образцами построения любых элементов игры (обыгрывание игрушек, построение сюжетов, реализация ролевых действий и пр.). Два момента — необходимость получать знания о природе и овладевать способами их реализации в игре — смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием.
В области экологического воспитания в настоящее время осуществляется поиск путей привнесения элементов различных видов игр в процесс обучения дошкольников и формирования у них осознанно- правильного отношения к природе и себе, как ее части.