А.П. Будигина
В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности изменилось многое: жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Сегодня не осталось ни одной сферы деятельности, которую бы ни коснулись изменения. Взаимодействие всех членов образовательного процесса вышло на новый формат.
Основной целью взаимодействия педагогов и родителей является установление партнерских отношений участников педагогического процесса и приобщение родителей к жизни образовательной организации. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимоуважение, доверие и взаимопомощь, знание и учёт педагогом условий семейного воспитания, родителями – условий воспитания в дошкольном учреждении, а также обоюдное желание педагогов и родителей поддерживать контакты друг с другом.
Одной из форм дистанционного взаимодействия родителей и педагогов является сайт детского сада. На нем отражена вся административная и правовая информация сада (устав, лицензия, правила приёма, список сотрудников, расписание работы, объявления по текущим вопросам, фотоотчеты о жизни сада и т. д.).
Кроме того, сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. На сайте сада существуют различные разделы (например, «мероприятия», «вести из групп», «газета» и другие), которые позволяют родителям увидеть какую работу проводит образовательная организация, а педагоги в группах. Обновляемая информация на сайте привлекает к саду повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей.
Сейчас в большинстве детских садов созданы социальные сети образовательного учреждения. В них участники могут обмениваться фото-, видео-, аудиоматериалами, задавать интересующие вопросы, комментировать информацию, предоставлять фото и видео отчёт о прошедших мероприятиях. Воспитатель непосредственно может ознакомить законных представителей с планами работы, рекомендовать ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информировать о предстоящих мероприятиях: праздниках, конкурсах, акциях, семинарах и т. д.
Так, наше образовательная организация имеет свои странички в таких соцсетях как ВКонтакте, Twitter, Instagram.
Успешное взаимодействие достигается благодаря наличием в образовательной организации различных мессенджеров. Наиболее популярны: WhatsApp, Telegram.
Родителям не нужно больше переписывать рекомендации, и в случае болезни или пропуска по каким-либо причинам не теряется связь между семьей и садом. Это удобно, так как работает обратная связь, любой родитель имеет возможность задать вопрос в письменной форме, получить онлайн рекомендацию, уточнить информацию по любому интересующему их вопросу, назначить время консультации в случае, если это необходимо.
Внедрение новых технологий в практику проведения родительских собраний позволит достичь большей оперативности во взаимодействии с родителями, повысить удовлетворенность от собраний.
Формы проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными, начиная от обычных родительских собраний, на которых через проектор транслируются Интернет-ресурсы, и, заканчивая полностью виртуальными родительскими собраниями, которые могут проходить проходит на платформах Skype, Zoom, Discord (являются бесплатными), а также при создании групповых звонков в мобильных мессенджерах. При этом в собрании могут участвовать как все родители, так и организовано взаимодействие с родительским комитетом.
Важно отметить, что проведение дистанционных родительских собраний способно повысить мотивацию родителей к общению между собой и с педагогом.
Ещё одним средством дистанционного взаимодействия с родителями является СМС- рассылка необходимой информации.СМС-рассылка информации – это форма постоянного оперативного взаимодействия воспитателей и родителей, что предоставляет дошкольному учреждению дополнительные возможности в работе.
СМС-информирование позволяет быстро оповестить родителей о важной информации, а именно: оповещение родителей о собрании или дне открытых дверей; приглашения на массовые мероприятия (концерты, экскурсии и т. д.); поздравления родителей с праздниками. Кроме того, при регистрации на каком-либо сервисе электронной почты также предоставляется бесплатно облачное хранилище объёмом от 10 до 15 ГБ, куда педагог может отправлять фотографии и видеофайлы с мероприятий группы, например, детских утренников, спортивных праздников, развлечений. Родители могут посмотреть и скачать файлы в любое удобное для них время. Также, педагоги могут выкладывать в облачное хранилище полезные статьи о воспитании и обучении, мастер-классы, материалы для домашнего занятия в свободное время и много другое.
Использование дистанционных форм взаимодействия специалистов дошкольных учреждений и семьи способствует: формированию у родителей положительной мотивации к воспитательно-образовательной работе с детьми, к дошкольной образовательной организации; повышению качества воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении; повышению престижа дошкольного образования в целом; успешной реализации целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Стоит отметить, что применение педагогом в своей деятельности форм дистанционного взаимодействия требует как от педагогов, так и от родителей дополнительного времени и специальных знаний и навыков. Кроме того, подобное взаимодействие возможно только при обоюдной активности и заинтересованности сторон. Важно договорится грамотном использовании дистанционных средств, соблюдать сетевой этикет.