А.Г. Астафеева, Е.О. Хожателева
Развитие социального интеллекта у детей — это важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, так как он определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.
Социальный интеллект позволяет самому
человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а также является
необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия.
Для того чтобы ребенок смог
успешно адаптироваться в обществе, ему нужно научится уметь контролировать свои
чувства и эмоции, осознанно влиять на них и уметь распознавать и признавать
чувства других людей, т.е. обладать развитым эмоциональным интеллектом.
Чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность, расстройства эмоциональной сферы, нарушений в общении — уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы воспитателю.
Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что современные дети стали менее отзывчивы к чувствам другим. Ребенку трудно находиться в “плену эмоций”, потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают.
Лучшая форма познания эмоций для ребенка – это игра. Яркая, эмоциональная, увлекательная игра учит ребенка понимать себя и окружающих, налаживать дружеские отношения со сверстниками, постигать ценность доброты, взаимопонимания, прощения и принятия.
Началась работа по подбору литературы, чтобы замотивировать детей на эмоции. Были созданы дидактические игры на развитие социального интеллекта. Они создали атмосферу погружения в мир эмоций.
Содержание каждой из них, иллюстрировало одно из направлений, используемых в процессе формирования развития социального интеллекта старших дошкольников. Основным правилом в проделанной работе было: только наглядность.
Мы создали дидактическую игру «Головоломка Эмоций» для развития способности распознавать и выражать различные эмоции (гнев, удивление, радость, страх, грусть, обида, задумчивость, стеснение). Как играть? Мы предложили детям угадать по позе, какую эмоцию испытывают цыплята, для этого верхнюю часть, мы закрываем скорлупой и оставляем только нижнюю. Ребята угадывают и изображают эту эмоцию. Далее мы придумываем истории, которые могли бы произойти с цыплятами, и вызвать такую эмоцию, и предположить возможную причину такого состояния. Дети предлагают разные варианты, а порой даже неожиданные. Также можно поиграть в игру «Закончи предложение»: Я удивляюсь, когда мама удивляется, что я…
В этой игре мы прорабатываем все эмоции, но с одними и теми же детьми желательно не более двух эмоций в день.
В дидактической игре «Картинки-половинки» сначала мы собираем наших «колобков» из двух деталей, сложность в том, чтобы сообразить по выражению глаз, какая будет «улыбка». Далее смотрим и показываем, какой из «колобков» смеется, грустит, удивляется. Спрашиваем у ребенка, какое настроения у колобка, если он смеется? Почему колобок грустит? Можно обсудить, что можно сделать, чтобы грустное настроение стало веселым.
Эмоциональная гимнастика. Разделим половинки на две стопки обратной стороной вверх (одна стопка с глазками, вторая с улыбками). Теперь каждый игрок по очереди будет брать из обеих стопок по одной половинке и собирать эмоцию. Задача игрока точь-в-точь повторить сочетание мимических движений получившегося колобка, комичность в том, что изобразить иногда приходилось веселые глаза с грустной улыбкой. Если у игрока получается изобразить колобка, и все с этим согласны, он забирает колобка себе. В ином случае половинки возвращаются назад в свои стопки и перемешиваются. Выигрывает игрок, собравший наибольшее количество колобков.
Игровой набор «Цветочный сад». Сажая свой цветочный сад, обязательно проговариваем, из чего состоит цветок (стебель с листьями, сердцевина, лепестки), как растут цветы, как ухаживать за растениями. Конечно, ребята могут создавать сад по карточкам-образцам, но и могут фантазировать и создавать свои уникальные цветы. Как закрепление игры мы обводим собранный цветок по контуру на листе бумаги, раскрашиваем лепестки, а в сердцевине цветка рисуем какое-нибудь настроение по своему выбору. Спрашиваем, почему у цветка такое настроение, что он чувствует, ведь дети рисуют то, что сами чувствует в данный момент. Предлагаем самому подумать, что можно сделать, чтобы цветочек почувствовал что-то другое. Так дети познают и самих себя.
Принцип дидактической игры «Мемо Эмоции» — найти пару, объяснить и постараться показать эту эмоцию на себе. Все картинки переворачиваются лицом вниз. Игра рассчитана не на удачу, а на память, где я видел такую же картинку ранее. Интереснее играть не одному, а в паре с переходом хода. Нашел две одинаковые картинки, изобразил партнеру по игре эмоцию найденной картинки, забрал карточки себе. Не нашел, ошибся, переход хода к другому игроку.
Дидактическая игра «Домики Эмоций» заслуживают отдельного внимания. У нас два домика, чтобы играть-заниматься по подгруппам. В первом столбце у нас картинки сказочных персонажей с грустными эмоциями. Далее мы спрашиваем у детей, какая может быть причина такого настроения, и ребята проговаривают все возможные варианты от логичных по сказкам, до невероятных, которые придумали сами. Следующим нашим шагом, т.е. стрелочкой, будет вопрос, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы настроение нашего героя поменялось? Выслушиваем все ответы детей и переворачиваем карточки в соседнем столбике, анализируем вместе, что послужило истинной причиной смены настроения.
Карточки со сказочными персонажами и названия столбиков эмоций постоянно меняются. Ведь так мы закрепляем прочитанные сказки, анализируем поведения героев.
На каждой грани «Кубика эмоций» картинка объекта живой и неживой природы с зеркалом. Ребенок смотрит на одну из сторон куба и старается отобразить в зеркале те эмоции, которые он чувствует, смотря на картинку, которая перед ним. Идет дождь, кто-то грустит или злится, что не получится погулять; а кто-то радуется, потому что просто любит дождь, или знает, что он польет все деревья в парке или лесу. Грань куба, где нарисован зайка, можно обыграть следующим образом: ребенок сам определяет, какую эмоцию испытывает зайка, грусть, потому что отобрали игрушку или удивление, потому что нашел большую морковку и т.д.
Все эти игры созданы с одной целью: научить ребёнка контролировать свои чувства и эмоции, осознанно влиять на них и уметь распознавать и признавать чувства других людей, т.е. обладать развитым эмоциональным и социальным интеллектом.