Новизна деятельности:
Новизна проекта в том, что несмотря на то, что у детей дошкольного возраста совсем небольшой жизненный опыт, мы считаем возможным и необходимым знакомить детей с историей родного города, формировать чувства патриотизма, базисные представления о традициях своего народа, народе, обычаях, истории, культуре. Система работы по проекту открывает широкий простор для инновационной деятельности.
Метод проектной деятельности — музейная педагогика — мы выбрали за основу формирования патриотических чувств. Эта инновация признана одной из основных при реализации принципа непрерывности образования в системе «сад-школа», что, несомненно, активизирует задачу ее изучения и внедрения в образовательных учреждениях, а также в качестве программы вариативной модели организации дошкольного образования с учетом образовательных потребностей и способностей детей.
Реализация Проекта позволяет создать условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, определения принципов педагогического сотрудничества семьи и ДОУ, разработки и внедрения новых форм и способов взаимодействия с семьей в соответствии с современными тенденциями развития образования и общества в целом.
Результаты Проекта способствуют активному многофункциональному взаимодействию с социальными партнёрами, общественными организациями и учреждениями города.
Предлагаемое нами содержание педагогической деятельности в рамках Проекта обеспечило:
— построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей Самарского региона;
— «погружение» детей в краеведческое содержание постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от истории семьи каждого ребёнка к истории края и его особенностям.
Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира, наполненная особенностями национальностей, традиций, языка различных народов;
формирование личностного отношения детей к фактам, событиям, явлениям в жизни семьи, города, края, активное приобщение детей к социальной действительности, через вовлечение детей к участию в народных и праздниках, социальных и экологических акциях, традициях семьи, общества и государства, праздничных событиях, с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общих дел и событий;
Воспитание любви к своей Родине, своему городу, жителям, как представителям различных этносов – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться тактично, постоянно, с самого раннего детства. Нам хотелось, чтобы у наших воспитанников истоки любви к родному городу и к людям, живущим в нем, стали истоками патриотических чувств. Как каждая бусина хороша по своему, так и много различных по составу и цвету бусин должны сплестись в красивые бусы, украшая, в единстве, скромную не видную нить, крепко держащую это разноцветье.
Для того, чтобы полученные знания о национальностях стали для детей личностно значимыми, в программе предусмотрена возможность отражения накопленного ими социального опыта. Педагогами создана целая серия НОД, экскурсий, бесед, авторского дидактического материала, знакомящих детей с традициями различных национальностей Самарской области.
Кроме того, в рамках Проекта предусмотрено обязательное оформление продуктов исследовательской деятельности: макеты, коллекции, книжки – самоделки, выставки творческих работ, деятельность по благоустройству, охране природы. Дети принимают участие в различных мероприятиях, активно сотрудничают с детской библиотекой, участвуют в выставках детских рисунков.
Важным аспектом, предусмотренным планом Проекта, является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители — это полноправные участники образовательного процесса.
Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Поэтому, на первый план, выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада.
Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное пространство и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего города.