Уважаемые родители!
В настоящее время в педагогической практике широко используются информационно-коммуникационные технологии (далее — ИКТ). Наш детский сад не является исключением. Для того чтобы узнать Ваше мнение по этому поводу, просим ответить на предложенные ниже вопросы.
1. Считаете ли вы внедрение ИКТ в детском саду необходимостью современной жизни?
☐ да;
☐ нет;
☐ затрудняюсь ответить;
☐ другое.
2. Есть ли у вас дома компьютер (планшет, ноутбук и др.)?
☐ да;
☐ нет;
☐ нет необходимости;
☐ другое.
3. Ваш ребенок использует домашний компьютер для…
☐ игр («бродилок» и стрелялок», «развивающих игр», «игр со специальных детских дисков»);
☐ просмотра мультфильмов, фильмов;
☐ детских презентаций;
☐ другого.
4. Ваш ребенок играет на компьютере:
☐ один;
☐ с родителями (или под их присмотром);
☐ с друзьями;
☐ другое.
5. Сколько времени в день ваш ребенок проводит перед компьютером, телевизором?
☐ 30 минут;
☐ 1 ч;
☐ 2 ч;
☐ более 3 ч;
☐ другое.
6. Считаете ли вы, что грамотное использование ИКТ на логопедических занятиях может повлиять на речевое развитие ребенка в лучшую сторону?
☐ да;
☐ нет;
☐ в этом нет необходимости;
☐ другое.
7. Можно ли, по вашему мнению, использовать компьютерные презентации как одну из форм закрепления логопедического материала с детьми дома?
☐ да,
☐ дети будут охотнее выполнять задания с использованием презентаций;
☐ презентации помогают родителям объяснить детям логопедическое задание;
☐ презентации дают возможность объяснить материал детям, которые часто болеют, а также закрепить его, не вижу смысла в такой форме работы;
☐ другое.
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 3
План-конспект итогового мероприятия «Загадки от Федоры» для детей старшей логопедической группы
Задачи:
• обогащение представлений детей о мире предметов;
• развитие умения определять материалы, из которых изготовлены предметы, классифицировать их;
• совершенствование умения ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений;
• обогащение речи детей существительными, обозначающими предметы посуды; прилагательными, характеризующими их свойства и качества;
• закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными единственного числа в творительном падеже с предлогами «с» и «со»;
• развитие диалогической речи;
• развитие слухового восприятия;
• закрепление знаний о правильном обращении с горячими предметами;
• формирование навыков экологически грамотного поведения на природе;
• развитие отзывчивости, доброжелательности, чувства коллективизма;
• обогащение музыкальных впечатлений детей;
• закрепление умения создавать игрушки-забавы, подбирая соответствующие детали.
Методы и приемы:
• практические: игра «Что в коробке?», дидактическая игра «Накрой на стол», игровое упражнение «Подуем на чашечки», игровое задание «Сделаем игрушку»;
• наглядные: видеосюжет «Обращение Федоры», рассматривание предметных картинок, предметов посуды, пособие «Чудо-коробка», пособие «Чашечки»;
• словесные: аудиозапись «Звуки бьющейся посуды», «Звук скайпа», отрывки из музыкальных произведений, ситуативный разговор на темы «Как нужно обращаться с горячими предметами», «Культура поведения в лесу», беседа на тему «Какая бывает посуда?», игра «Какая посуда?», упражнение «Чай с вареньем».
Оборудование: экран, проектор, компьютер, колонки, столы для заданий, стульчики (по количеству детей), мольберт, видеосюжеты, презентация «Части картинки», музыкальные отрывки (электронное пособие), предметные картинки по теме «Посуда», пособие «Чудо-коробка», посуда из разных материалов, детский чайный сервиз, пособие «Чашечки», бумажные стаканчики, заготовки для игрушек, клей, салфетки (по количеству детей), таз с водой, ведерко, музыкальное сопровождение, подарочные наборы игрушечной посуды.
Содержание деятельности учителя-логопеда Содержание деятельности воспитанников Ожидаемые результаты
Учитель-логопед вместе с детьми входит в зал. В это время раздаются звуки бьющейся посуды. Стимулируя детей к речевой активности, учитель-логопед спрашивает, откуда доносятся звуки и на что они похожи Дети слушают звуки бьющейся посуды, отвечают на вопросы учителя-логопеда, делают предположения, откуда они могут доноситься Дети вступают в контакт с учителем-логопедом, настраиваются на занятие
Раздается звонок скайпа. Учитель-логопед говорит, что это не обычный звонок, а видеовызов, и предлагает послушать, от кого он.
Затем включает видеосюжет, в котором Федора из сказки К. Чуковского «Федорино горе» просит о помощи.
После того как дети высказывают желание помочь Федоре, учитель-логопед предлагает им выполнить несколько заданий. Спрашивает, готовы ли они Дети просматривают видеосюжет, решают, что нужно помочь Федоре Дети узнают героиню сказки «Федорино горе», называют ее автора. У них возникают чувство сопереживания и желание помочь Федоре
Учитель-логопед предлагает воспитанникам прослушать отрывки из детских песен, в которых упоминаются разные предметы посуды. Отгаданные предметы появляются на мольберте в виде соответствующих картинок.
После прослушивания учитель-логопед просит назвать все картинки одним словом.
Хвалит детей за правильные ответы и просит их посмотреть на экран.
На нем появляется часть картины, которую детям предстоит собрать Дети садятся на стульчики полукругом и слушают отрывки из песен. Запоминают слова, обозначающие предметы посуды, и называют их.
Затем называют обобщающее слово «посуда» Обогащение музыкальных впечатлений детей, появление интереса к музыкальным отрывкам. Дети вычленяют из звукового потока названия предметов посуды, запоминают и называют их, оперируют обобщающим понятием «посуда», принимают и следуют многоступенчатой инструкции учителя-логопеда
Учитель-логопед проводит игру «Что в коробке?» с использованием соответствующего пособия.
Затем дети играют в дидактическую игру «Накрой на стол», которая включает следующие задания: поставь блюдце справа от чайника; поставь чашку на блюдце; положи ложку в чашку; поставь сахарницу в центр стола и т. д.
Учитель-логопед спрашивает у воспитанников, как называется посуда для чая.
Потом хвалит их и обращает внимание на экран, где появилась следующая часть картинки. Объясняет детям, что им нужно выполнить еще задания, чтобы собрать ее целиком В первой игре дети на ощупь определяют предмет, который лежит в коробке, и называют его.
В ходе второй игры расставляют посуду на столе, следуя инструкции специалиста.
Дети определяют, что расставленная посуда — чайная. Видят на экране еще одну часть картины, высказывают готовность дальше выполнять задания Обогащение сенсорных впечатлений детей. Они узнают и называют предметы посуды, ориентируются в пространстве, понимают смысл предлогов, знают названия предметов чайной посуды, используют в речи понятие «чайная посуда», учатся действовать в команде
Учитель-логопед предлагает воспитанникам выбрать понравившуюся чашку, представить, что в ней горячий чай, осторожно взять ее, чтобы не обжечься, подуть, вдыхая через нос, выдыхая через рот.
При этом напоминает правила безопасности при обращении с горячими предметами Дети переходят к следующему столу, выбирают по желанию чашку, делают глубокий вдох через нос, выдох через рот. Совместно со специалистом вспоминают, как нужно обращаться с горячими предметами Дети целенаправленно выдыхают воздух через рот. Закрепление представлений о правильном обращении с горячими предметами
Учитель-логопед предлагает выполнить упражнение «Чай с вареньем»: он показывает поочередно картинки с изображением различных фруктов и ягод.
Дети должны представить, что они «пьют» чай, например, с малиновым, вишневым, абрикосовым вареньем и т. д.
Учитель-логопед говорит, что на картине остались незаполненные участки, а это значит, что нужно выполнить еще ряд заданий Дети называют изображение на картинке (его можно спрятать на чашке, прикрыв салфеткой) и проговаривают, с каким вареньем они «пьют» чай Дети образовывают прилагательные от существительных, согласовывают их с существительными в творительном падеже с предлогами «с» и «со», знают названия фруктов и ягод
Учитель-логопед проводит с детьми беседу на тему «Какая бывает посуда?».
Указывает на стол, где стоят различные предметы посуды. Рассказывает о том, что она может быть изготовлена из различных материалов (например, из глины, тогда посуду называют глиняной).
Глиняную посуду изготавливает мастер — гончар.
Посуда из стекла — стеклянная, ее создают на специальных стекольных заводах.
Ложки из дерева (деревянные) можно использовать в качестве музыкального инструмента.
Фарфоровая посуда изготавливается из глины, но белого цвета. Она очень хрупкая, красивая и легкая.
Специалист спрашивает у детей, как называется сковорода из чугуна (чугунная).
Поясняет, что в хозяйстве широко используется посуда из разных металлов (чугуна, алюминия, стали, железа), потому что она прочная, долговечная.
В заключение дополняет собираемую картинку еще одной частью Дети рассматривают предметы посуды, которые стоят на столе. Называют материалы, из которых сделана посуда, ведут диалог с учителем-логопедом Конкретизация и обогащение представлений детей о предметах посуды, материалах, из которых ее изготавливают, свойствах посуды (легкая, прозрачная, мнется, ломается) в зависимости от материала. Обогащение речи словами, обозначающими признаки предметов
Учитель-логопед, переходя вместе с детьми к следующему столу, показывает пластиковую и бумажную посуду.
Просит воспитанников объяснить, почему ее еще называют одноразовой.
Обобщая высказывания детей, делает вывод, что одноразовую посуду можно использовать только один раз (например, бумажную нельзя мыть), просит объяснить, почему. Ответы детей закрепляет простыми опытами.
Кладет в тазик с водой бумажный стаканчик, дети смотрят, что с ним происходит. Специалист объясняет, что он впитывает в себя воду, становится непрочным, промокает, легко разрывается.
Затем наливает в пластиковый стакан горячую воду и показывает, как он слегка плавится. И легко ломает вместе с детьми пластиковые тарелки и стаканы.
В заключение спрашивает, зачем нужна такая посуда и, обобщая высказывания детей, объясняет, что ее можно взять на пикник, в поход, она легкая, ее не надо мыть, она не разобьется. При этом делает важное замечание: уходя из леса, нужно обязательно убирать за собой мусор.
Затем предлагает детям сложить использованные стаканчики в ведро. Дополняет собираемую картинку еще одним фрагментом Дети рассматривают одноразовую посуду, размышляют, почему она так называется, высказывают различные предположения. Изучают одноразовую посуду, проводят с ней опыты (рвут, мнут, опускают в воду, ломают). Собирают пластиковые стаканчики в ведро, чтобы после их действий не оставалось мусора Знакомство детей с одноразовой посудой, преимуществами ее использования. Формулирование детьми вывода о том, что нужно беречь природу, убирать за собой мусор
Учитель-логопед говорит, что бумажным стаканчикам можно найти новое применение (они могут стать основой для игрушек) и предлагает детям изготовить игрушку из бросового материала с помощью наклеивания заготовок Дети садятся за столы, берут бумажные стаканчики, выбирают понравившиеся заготовки с изображением частей животных (головы, лап), изготавливают игрушки Закрепление навыков наклеивания, ориентировки на плоскости. Формирование положительных эмоций от достигнутых результатов продуктивной деятельности
Учитель-логопед предлагает поиграть с игрушками и потанцевать.
Затем просит детей посмотреть на экран — на нем картинка предстает целиком Дети под музыку (на выбор педагога) танцуют с игрушками Формирование положительных эмоций
Учитель-логопед детям предлагает посмотреть видеосюжет с Федорой. В конце мероприятия дарит им от имени персонажа наборы игрушечной посуды Дети смотрят видеосюжет, в котором Федора благодарит их за помощь. Радуются достигнутому результату, тому, что решили все поставленные задачи, и благодарят Федору за подарок Формирование положительных эмоций, чувства удовлетворения от достигнутых результатов
22 Июл2019