К.Б. Коротина
Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образовательной услуги, рост профессиональной компетентности педагога – как основного ресурса развития системы образования. Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг города.
Именно поэтому, когда меня назначили руководителем дошкольного учреждения, я провела мониторинг эффективности функционирования данного детского сада и выявила следующие проблемы:
— низкий уровень компетенции родителей в воспитании и развитии детей, несформированность родительского заказа, пассивность части родителей;
— несовершенство материально – технической базы учреждения;
— низкий уровень развития внебюджетной деятельности учреждения;
— низкий уровень знаний педагогов по работе с детьми с ОВЗ;
— неукомплектованный штат педагогических сотрудников;
— необходимость модернизации управления дошкольным образовательным учреждением в условиях его деятельности в режиме развития.
Проанализировав результаты мониторинга, я решила модернизировать работу детского сада путем внедрения инновационного проекта «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста», который с моей точки зрения поможет учреждению работать в инновационном режиме и стать конкурентоспособным на рынке образовательных услуг города.
Цель проекта: Создание в детском саду интегрированной модели воспитательно-образовательного, коррекционно-развивающего и здоровьеформирующего пространства, способствующей полноценному развитию и социализации дошкольника средствами ранней профориентации.
Задачами проекта стали ранее выявленные проблемы.
Основные участники проекта:
- Администрация ДОУ.
- Педагогический коллектив.
- Коллектив воспитанников ДОУ
- Родители (законные представители).
- Социальные партнёры ДОУ.
Для того, чтобы привлечь большинство родителей к воспитательно-образовательному процессу, была использована технология «Клубный час».
«Клубный час» — это особая современная технология развития личности ребёнка, которая поможет реализовать взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников, а также сделать образовательный процесс для воспитанников ДОУ более интересным и увлекательным. Педагогическая технология заключается в том, что дети могут в течение одного часа свободно общаться друг с другом и перемещаться по детскому саду, соблюдая определенные правила поведения, и по звону колокольчика возвращаться в группу.
Во время клубного часа помещение детского сада разделено на тематические зоны. Например: «Клуб пекарей», «Клуб художников», «Клуб мультипликаторов», «Клуб инженеров» и т.д. На начальном этапе руководителями клубов были педагоги ДОУ, а также представители других социальных организаций, а участниками стали не только воспитанники ДОУ, но и их родители. В процессе проведенных мероприятий педагоги помогли родителям воспитанников самим стать руководителями клубов, на которых папы и мамы сами будут знакомили детей со своей профессией. На конечном этапе старшие дошкольники смогли сами знакомить детей младшего возраста с профессией, которую они выбрали.
Во время знакомства с профессией были использованы традиционные и нетрадиционные формы работы:
- Беседы
- Игры
- Мастер-классы
- Виртуальные экскурсии
- Фотовыставки
- Презентации
- Театрализованные представления и др.
Участие в совместных мероприятиях позволило родителям активизировать воспитательные и образовательные навыки, у них появилась вера в собственные педагогические возможности. У мам и пап появилась возможность увидеть своего ребёнка в другой обстановке, наблюдать его общение со сверстниками и педагогами, что позволило открыть в нём новые черты и способности.
Совместная деятельность сближает родителей, детей, педагогов, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнёрами.
В целях повышения активности родителей уделялось большое внимание наглядной информации (самореклама) – это фотоотчёты, стенгазеты, буклеты, видеоролики о проведённых мероприятиях, работа сайта в режиме онлайн.
На конечном этапе проекта были организованы «Дни открытых дверей для родителей неорганизованных детей, где свой опыт представляли не только воспитанники и педагоги ДОУ, но и сами родители, что позволило повысить имидж детского сада и стать конкурентоспособным.
Результаты инновационного проекта следующие:
- эффективная реализация образовательной программы воспитания и
- укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающая условия для развития способностей ребенка, приобщения его к основам здорового образа жизни, формирования базовых качеств социально ориентированной личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие;
- обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования, преемственности дошкольного, дополнительного и семейного образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах развития детей;
- личностно-ориентированная система образования и коррекционной помощи, характеризующаяся мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуализированностью подходов;
- расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социума в выработке, принятии и реализации образовательных отношений;
- обновленная нормативно-правовая, финансово-экономическая, материально-техническая и кадровая базы для обеспечения широкого развития новых форм дошкольного образования;
- высокая конкурентоспособность образовательного учреждения путем включения в педагогический процесс новых форм дошкольного образования, а также расширения сферы образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам и неорганизованным детям населения.