В меняющемся мире – меняются и дети.
Меняющийся ребенок требуют иных путей передачи знаний. Процесс обучения
наиболее эффективен, если ребенок при этом внимателен и активен, а не тогда,
когда его заваливают холодными и не интересными фактами. Самый лучший опыт для ребенка
тот, который по своей природе доставляет ему радость. Поэтому, образование может быть продуктивным, если в его
содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и
воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и
возможностей. А для этого педагоги должны разрабатывать и использовать в своей
профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения,
опираясь на особенности современных детей, создавать такие условия, в которых
ребенок будет развивать воображение и творческие способности, проявлять познавательную
инициативу, удовлетворять свою
потребность к самореализации.
Помочь
музыкальному руководителю в решении этой задачи может сочетание традиционных
методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и
компьютерных. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного
интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать
непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной
и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычного,
удивительного, неожиданного, вызывать у детей интерес к учебному процессу.
Использование
ИКТ, разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических,
игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность педагогов позволяет
повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса,
сделать процесс обучения интересным, а развитие ребенка
эффективным, открывает новые возможности образования не только для ребенка, но
и для самого педагога.
В педагогической деятельности педагога компьютер выполняет роль:
— источника информации;
— наглядного пособия (качественно нового уровня с
возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
— средства хранения необходимых для работы материалов.
Использование
ИКТ в музыкальном воспитании детей дает следующие преимущества и помогает
решить ряд задач
— улучшается запоминание пройденного материала;
— усиливается познавательный интерес воспитанников;
— предъявление информации на экране в игровой форме вызывает
у детей огромный интерес;
— несет в себе образный тип информации, понятный
дошкольникам;
— движения, звук, мультипликация надолго
привлекает внимание ребенка;
— задействуются различные каналы восприятия, что позволяет
заложить информацию в ассоциативном виде;
— позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и
по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения.
— делает материал доступным для восприятия не только через
слуховые анализаторы, но и через зрительные;
— позволяет обогатить методические возможности организации
совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень;
— активизирует творческий потенциал ребёнка, способствует
воспитанию интереса к музыкальной культуре;
Таким
образом, ИКТ открывают новые возможности в развитии форм и
содержания различных видов музыкальных деятельности.
Восприятие музыки.С помощью
ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал, изучать творчество
композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами. Интересно, ярко и понятно можно познакомить
дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера,
продемонстрировать не только иллюстрации, но и видео – ролики.
В музыкально – ритмических движениях
имеют место красочные презентации, видео – клипы для знакомства с танцами,
особенностями их исполнения. Применение ИКТ при
выполнении музыкально-ритмических упражнений,различныхтанцевпомогает детям точно исполнять
движения.
Для
выразительного пения, понимания смысла слов, музыкального образа песни, может
использоваться презентацияк песне. Работая над качеством исполнения
песен, звукоизвлечением, может использоваться видео с записью хорошо
поющих детей, профессиональных певцов. Видео – иллюстрации с элементами
анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона.
В
разделе «Игра на детских музыкальных
инструментах» используются презентации – концерты, для знакомства с
музыкальными инструментами и спецификой их звучания, а так же для обучения
детей игре в оркестре.
Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные
в виде презентаций, позволяют в доступной, привлекательной форме развивать
тембровый, мелодический, динамический слух, чувство ритма, способность
различать характер и настроение музыкального произведения, расширять кругозор
детей.
Презентации и
различные мультимедийные пособия очень помогают при проведении праздников,досугов и вечеров развлечений.
При создании мультимедийных пособий могут использоваться следующие
компьютерные программы:
Microsoft Office PowerPoint;
ProShow Product (программа для создания видео);
Pinnacle Studio 14
(для редактирования видео,
добавления музыки, переходов, анимации и различных эффектов);
Audacity
(программа с расширенными
возможностями для записи и редактирования цифрового аудио);
Format Factoru
(многофункциональный
конвертер мультимедиа файлов);
PM Nero6 (программа записи на электронный носитель);
Mimio
Stydio (программа для
создания интерактивных пособий).
Таким
образом, информатизация системы образования предъявляет новые требования к
педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь
пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и
создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей
педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности
современных детей.
Не
стоит забывать, что использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников –
это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом.
Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали
информационно-коммуникационные технологии, заменить живое общение педагога с
ребенком они не могут и не должны.
29 мая2021