Образование постоянно развивается, а вместе с ним
изменяется и педагогическая деятельность. И сегодня можно с уверенностью
сказать, что в ближайшем будущем появятся новые педагогические специальности, а
возможно – и новые профессии, объединяющие в себе элементы педагогической
деятельности с деятельностью из других отраслей.
В начале 2014 г.
был представлен «Атлас новых профессий», составленный Московской школой
управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив. По мнению авторов
данной разработки, к 2030 году в сфере образования появится ряд новых
профессий.
До 2020 года в сфере образования ожидается появление следующих профессий и
новых педагогических специальностей.
Модератор – специалист по организации
группового обсуждения проблемы или коллективной творческой работы с целью
обеспечить усвоение учащимися нового материала в ходе практической
деятельности.
Тьютор – педагог, сопровождающий
индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих
образовательную программу, прорабатывающий индивидуальные задания,
рекомендующий траекторию карьерного развития.
Организатор проектного обучения –
специалист по формированию и организации образовательных программ, в центре
которых стоит подготовка и реализация проектов из реального сектора экономики
или социальной сферы, а изучение теоретического материала является необходимой
поддерживающей деятельностью.
Координатор образовательной
онлайн-платформы – специалист внутри образовательного учреждения или
независимого образовательного проекта, который имеет компетенции в
онлайн-педагогике и сопровождает подготовку онлайн-курсов по конкретным
предметам / дисциплинам, организует и продвигает конкретные курсы или типовые
образовательные траектории, модерирует общение преподавателей и студентов в
рамках курсов или платформ, задает требования к доработке функционала
платформы.
Ментор стартапов – профессионал с
опытом реализации собственных стартап-проектов (инновационных бизнес-проектов),
курирующий команды новых стартапов, обучающий их на практике собственных
проектов ведению предпринимательской деятельности.
Игромастер – специалист по
разработке и организации обучающих игр (деловых, исторических, фантастических и
пр.), сопровождению игр с использованием симуляторов.
Некоторые новые профессии и
педагогические специальности появятся в сфере образования в период с 2020 по
2030 гг. Согласно «Атласу новых профессий», это будут…
Игропедагог – специалист, который
создает образовательные программы на основе игровых методик, выступает игровым
персонажем. В школах будет замещать
традиционного учителя.
Разработчик образовательных траекторий – профессионал, создающий «маршрут»
обучения новых специалистов из курсов, предлагаемых образовательными
учреждениями, в том числе доступных онлайн, а также тренажеров, симуляторов,
стажировок и др., на их основе разрабатывающий образовательный трек с учетом
психотипа, способностей и целей отдельного человека.
Тренер по майнд-фитнесу –
специалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных
навыков (например, память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет
и др.) с помощью специальных программ и устройств с учетом особенностей
психотипа и задач пользователя.
Разработчик
инструментов обучения состояниям сознания, который создаёт программы и
оборудование (например, устройства биологической обратной связи) для обучения
пользователей продуктивным состояниям сознания (высокая концентрация, расслабление,
повышенные творческие способности и др.).
Появление новых профессий – не единственное изменение в образовании, которое
прогнозируют специалисты. По их мнению, скоро перестанет быть востребованной
лекционная деятельность преподавателя (устная передача обучающимся
систематизированных знаний из учебной литературы).
Авторы «Атласа новых профессий», считают, что уже к 2020 году
преподавателей-репродукторов, воспроизводящих содержание учебных пособий,
заменят записи лекционных видеокурсов. Круг задач преподавателей-репродукторов
будет меняться благодаря развитию образовательных технологий и изменению
запросов студентов.
Записывание стандартного лекционного курса под диктовку снижает мотивацию к учебе, любую информацию можно найти в сети Интернет, а ведущие вузы мира предлагают различные сертификационные бесплатные и платные онлайн-курсы любому желающему. Лекторы должны давать учащимся уникальный опыт, который им по-другому не получить. Поэтому со временем лекции «вживую» будут читать только те, кто либо обладает уникальными знаниями и опытом, либо обладает высоким артистизмом и умением обращаться с аудиторией.