• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
10 Апр2021

Центр «Мир внутри» как условие развития социального и эмоционального интеллекта младшего дошкольника

10.04.2021. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

 А.И.Дьячкова

 В основе педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым. Эффективнее всего не просто учить детей чему-то, а показывать на собственном примере. А самый важный пример – это умение быть счастливым.

Придя в детский сад, ребенок попадает из комфортной домашней обстановки в неизвестную. Ребенок может расстроиться, закапризничать, однако, если уже издалека малыш услышит нежную, чарующую музыку, грусть сменяется интересом, непослушание превращается в жажду познания и общения, ему открывается чудесный «другой мир», где его встречают улыбки и понимание. 

Музыка доставляет ребенку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо и комфортно. 

Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка может являться ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Одним из приоритетных направлений профессиональной деятельности педагога является формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста [2].

Мир ребёнка, попадающего в детский сад, наполняется новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, и не всегда положительными. Наиболее напряженные и яркие отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворенности ребенка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников.

Ежедневное обращение внимания воспитателя и других детей к эмоциональному состоянию ребенка, обучение приемам расшифровывать не только свое настроение, но и эмоции других, позволяет нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания и подавленное настроение, межличностные конфликты [4].

Чтобы научить ребенка управлять своим настроением, необходимо сначала научить его отслеживать собственное эмоциональное состояние и правильно его понимать. Как это сделать? Таким средством в дошкольном образовательном учреждении может является созданный Центр «Мир внутри».

Целью Центра является отслеживание эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания своевременной коррекции и полноценной поддержки развитию личности ребенка через решение следующих задач:

  • диагностировать эмоционального состояния ребенка;
  • развивать эмпатийные способности ребенка;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание;

–обеспечить индивидуальный подход к психологическим особенностям каждого ребенка.

Для определения эмоционального состояния воспитанника можно использовать различные эмоционально-развивающие игры. Например, «Доска настроений» в виде светофора, где каждый сигнал выражает разные настроения: зеленый — веселое, желтый – нейтральное, красный– грустное. В начале дня ребёнок берёт свою фотографию и закрепляет в определенном месте.

При обозначении настроения мы ввели пиктограммы – схематические изображения условных лиц с соответствующей мимикой. Определяем термины, обозначающие соответствующее настроение, и демонстрируем соответствующие пиктограммы. Понятие «пиктограмма» не дается. 

Для поддержки детской инициативы в процессе работы с Центром «Мир внутри» необходимо:

  • поддерживать стремление детей проговаривать свои желания, чувства, мысли; 
  • поддерживать стремление дать определение своему настроению; 
  • предлагать выбрать цвет своего настроения или соответствующую ему пиктограмму; 
  • помогать поместить свою фотографию в выбранное место на светофоре настроения; 
  • предоставлять право сомневаться в своем выборе, право на изменение решения;
  • предоставлять право обращаться за разъяснениями ко взрослому и другим детям.

Чтобы помочь развивать эмпатийные способности ребенка, мы применяем в группе настольную игру-театр «Домик настроений».  Она помогает детям узнать, какие бывают эмоции и как с ними нужно справляться. Изучая влияние игры на психическое развитие ребенка, Д. Б. Эльконин предположил, что в ролевой игре постепенно происходит преодоление эгоцентризма. Переключение ребенка в игре с одной роли на другую, переход с позиции ребенка на позицию взрослого приводит к постепенной трансформации представлений дошкольника о своем положении в мире.

Данное предположение было проверено в экспериментальной работе

В. А. Недоспасовой [3]. 

Данная игра позволяет окунуться в мир режиссерской игры, ребенок знакомится с названиями и графическими изображениями основных эмоций. В ходе игры малыш сможет понять собственное настроение, и что чувствует другой ребенок, перенеся опыт, приобретенный в игре, в реальную жизнь. Игра положительно влияет на развитие мышления, воображения, внимания.

Для формирования эмоциональной отзывчивости и сопереживания можно использовать «Волшебный стул», на который может сесть грустный ребенок. Другие дети сразу могут понять настроение ребенка на «Волшебном стуле» и подойти к нему, погладить по плечу, сказать ласковые слова, поднять ему настроение. 

Для обеспечения индивидуального подхода к психологическим особенностям каждого ребенка применяются разнообразные методики, в которых прорабатываются основные эмоциональные состояния:

  1. Зона приемлемого выражения агрессии (боксёрская груша, агрессивный колючий коврик);
  2. Зона регулировки своего настроения и самообладания (цветные клубочки успокоения, колпак мечтаний);
  3. Зона эмоционально-развивающих игр для обучения навыкам бесконфликтного общения (игры «Азбука настроений», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Доска настроений»);
  4. Зона релаксация (мягкий стул для просмотра групповых и семейных фотографий, «Волшебный стул», мягкие игрушки-антистресс, телефон «Позвони маме», «Волшебный пластилинчик»);
  5. Зона сотрудничества («Твистер», лэпбук «Дружба», куда входят: мнемотаблица «Расскажи о друге», карточная игра «Нарисуй эмоцию друга или подруги», карточки «Дружба в сказках», книжечка «Словарик добрых слов», загадки про дружбу). 

В настоящее время у детей часто отмечаются состояние эмоциональной напряженности, регресс эмоциональной децентрации и, как следствие, напряженные отношения в семье, в детском коллективе [1]. 

В ходе работы в Центре:

  • дети научатся определять свое эмоциональное состояние;
  • обозначать его с помощью различных наглядных средств;
  • верно определять эмоциональное состояние других детей;
  • использовать разные способы для улучшения своего эмоционального фона и другого ребенка.

Систематическая работа по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в группе с использованием материалов Центра приводит к положительным результатам: агрессивные дети меньше ссорятся и дерутся, раскрываются тревожные и застенчивые дети, малыши учатся сотрудничать друг с другом. 

Госуслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

Версия для слабовидящих

Сведения об образовательной организации

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Руководство
  • Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
  • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
  • Стипендии и меры поддержки обучающихся
  • Международное сотрудничество
  • Организация питания в образовательной организации
  • Образовательные стандарты и требования
  • Противодействие коррупции
  • Методическая копилка
    • Детские исследовательские работы, проекты
    • Лучшее оформление помещений, территории, участка
    • Презентации
  • Противодействие терроризму
  • Охрана труда
  • Гостевая книга

Ссылки

Официальный интернет-портал правовой информации

Архив новостей

  • Апрель 2025
  • Март 2025
  • Февраль 2025
  • Декабрь 2024
  • Ноябрь 2024
  • Сентябрь 2024
  • Август 2024
  • Июнь 2024
  • Май 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Январь 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июль 2023
  • Июнь 2023
  • Май 2023
  • Апрель 2023
  • Март 2023
  • Февраль 2023
  • Январь 2023
  • Декабрь 2022
  • Ноябрь 2022
  • Октябрь 2022
  • Сентябрь 2022
  • Август 2022
  • Июль 2022
  • Июнь 2022
  • Май 2022
  • Апрель 2022
  • Март 2022
  • Февраль 2022
  • Январь 2022
  • Декабрь 2021
  • Ноябрь 2021
  • Октябрь 2021
  • Сентябрь 2021
  • Август 2021
  • Июль 2021
  • Июнь 2021
  • Май 2021
  • Апрель 2021
  • Март 2021
  • Февраль 2021
  • Январь 2021
  • Декабрь 2020
  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Декабрь 2015
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Январь 2015
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
"Центр повышения квалификации" © 2017
  • Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты