А.И.Дьячкова
В основе педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым. Эффективнее всего не просто учить детей чему-то, а показывать на собственном примере. А самый важный пример – это умение быть счастливым.
Придя в детский сад, ребенок попадает из комфортной домашней обстановки в неизвестную. Ребенок может расстроиться, закапризничать, однако, если уже издалека малыш услышит нежную, чарующую музыку, грусть сменяется интересом, непослушание превращается в жажду познания и общения, ему открывается чудесный «другой мир», где его встречают улыбки и понимание.
Музыка доставляет ребенку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо и комфортно.
Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка может являться ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Одним из приоритетных направлений профессиональной деятельности педагога является формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста [2].
Мир ребёнка, попадающего в детский сад, наполняется новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, и не всегда положительными. Наиболее напряженные и яркие отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворенности ребенка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников.
Ежедневное обращение внимания воспитателя и других детей к эмоциональному состоянию ребенка, обучение приемам расшифровывать не только свое настроение, но и эмоции других, позволяет нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания и подавленное настроение, межличностные конфликты [4].
Чтобы научить ребенка управлять своим настроением, необходимо сначала научить его отслеживать собственное эмоциональное состояние и правильно его понимать. Как это сделать? Таким средством в дошкольном образовательном учреждении может является созданный Центр «Мир внутри».
Целью Центра является отслеживание эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания своевременной коррекции и полноценной поддержки развитию личности ребенка через решение следующих задач:
- диагностировать эмоционального состояния ребенка;
- развивать эмпатийные способности ребенка;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание;
–обеспечить индивидуальный подход к психологическим особенностям каждого ребенка.
Для определения эмоционального состояния воспитанника можно использовать различные эмоционально-развивающие игры. Например, «Доска настроений» в виде светофора, где каждый сигнал выражает разные настроения: зеленый — веселое, желтый – нейтральное, красный– грустное. В начале дня ребёнок берёт свою фотографию и закрепляет в определенном месте.
При обозначении настроения мы ввели пиктограммы – схематические изображения условных лиц с соответствующей мимикой. Определяем термины, обозначающие соответствующее настроение, и демонстрируем соответствующие пиктограммы. Понятие «пиктограмма» не дается.
Для поддержки детской инициативы в процессе работы с Центром «Мир внутри» необходимо:
- поддерживать стремление детей проговаривать свои желания, чувства, мысли;
- поддерживать стремление дать определение своему настроению;
- предлагать выбрать цвет своего настроения или соответствующую ему пиктограмму;
- помогать поместить свою фотографию в выбранное место на светофоре настроения;
- предоставлять право сомневаться в своем выборе, право на изменение решения;
- предоставлять право обращаться за разъяснениями ко взрослому и другим детям.
Чтобы помочь развивать эмпатийные способности ребенка, мы применяем в группе настольную игру-театр «Домик настроений». Она помогает детям узнать, какие бывают эмоции и как с ними нужно справляться. Изучая влияние игры на психическое развитие ребенка, Д. Б. Эльконин предположил, что в ролевой игре постепенно происходит преодоление эгоцентризма. Переключение ребенка в игре с одной роли на другую, переход с позиции ребенка на позицию взрослого приводит к постепенной трансформации представлений дошкольника о своем положении в мире.
Данное предположение было проверено в экспериментальной работе
В. А. Недоспасовой [3].
Данная игра позволяет окунуться в мир режиссерской игры, ребенок знакомится с названиями и графическими изображениями основных эмоций. В ходе игры малыш сможет понять собственное настроение, и что чувствует другой ребенок, перенеся опыт, приобретенный в игре, в реальную жизнь. Игра положительно влияет на развитие мышления, воображения, внимания.
Для формирования эмоциональной отзывчивости и сопереживания можно использовать «Волшебный стул», на который может сесть грустный ребенок. Другие дети сразу могут понять настроение ребенка на «Волшебном стуле» и подойти к нему, погладить по плечу, сказать ласковые слова, поднять ему настроение.
Для обеспечения индивидуального подхода к психологическим особенностям каждого ребенка применяются разнообразные методики, в которых прорабатываются основные эмоциональные состояния:
- Зона приемлемого выражения агрессии (боксёрская груша, агрессивный колючий коврик);
- Зона регулировки своего настроения и самообладания (цветные клубочки успокоения, колпак мечтаний);
- Зона эмоционально-развивающих игр для обучения навыкам бесконфликтного общения (игры «Азбука настроений», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Доска настроений»);
- Зона релаксация (мягкий стул для просмотра групповых и семейных фотографий, «Волшебный стул», мягкие игрушки-антистресс, телефон «Позвони маме», «Волшебный пластилинчик»);
- Зона сотрудничества («Твистер», лэпбук «Дружба», куда входят: мнемотаблица «Расскажи о друге», карточная игра «Нарисуй эмоцию друга или подруги», карточки «Дружба в сказках», книжечка «Словарик добрых слов», загадки про дружбу).
В настоящее время у детей часто отмечаются состояние эмоциональной напряженности, регресс эмоциональной децентрации и, как следствие, напряженные отношения в семье, в детском коллективе [1].
В ходе работы в Центре:
- дети научатся определять свое эмоциональное состояние;
- обозначать его с помощью различных наглядных средств;
- верно определять эмоциональное состояние других детей;
- использовать разные способы для улучшения своего эмоционального фона и другого ребенка.
Систематическая работа по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в группе с использованием материалов Центра приводит к положительным результатам: агрессивные дети меньше ссорятся и дерутся, раскрываются тревожные и застенчивые дети, малыши учатся сотрудничать друг с другом.