Чечулина О.Г. (Новосибирск)
Развитие образования –это процесс качественных изменений на основе выбранной стратегии. Национальный проект «Образование» стал определяющим для развития отечественной системы образования с 1 января 2019 года. [1]Целями Национального проекта «Образование» являются вхождение российского общего образования в десятку лучших мировых систем и воспитание гармонично развитой, социально ответственной личности на основе исторических и культурных традиций Российской Федерации. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования предусматривает механизмы управления инновационным развитием на государственном уровне. Однако инновационные процессы никогда не могут быть запущены и эффективно развиваться, если они инициируются только сверху, если поставленной цели не соответствует стратегия деятельности образовательного учреждения и уровень профессиональной компетентности педагогов. Дошкольное образование не получило отдельного федерального проекта. Это затрудняет определение стратегии развития всей системы, дошкольных образовательных организаций и профессионализма педагогических работников. Вместе с тем, анализ паспортов проектов позволяет назвать некоторые отправные точки для определения направлений развития дошкольного образования.Так, федеральный проект «Учитель будущего» посвящен стимулированию развития профессионализма педагогов. В результате его реализации будет внедрена национальная система профессионального роста педагогических работников, обеспечена возможность для непрерывного и планомерного повышения их квалификации, разработан и внедрен механизм стимулирования участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками и др.Анализ плана реализации мероприятий проекта показывает, что в нѐм достаточно чѐтко определены форматы непрерывного образования. С точки зрения разработчиков проекта, непрерывное образование педагогических работников (в т.ч. и педагогов дошкольного образования) –это повышение уровня профессионального мастерства в процессе освоения программ среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования и программ краткосрочных обучающих мероприятий, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Под «краткосрочными обучающими мероприятиями» подразумеваются семинары, вебинары, мастер-классы, активное участие в деятельности профессиональных ассоциаций, обмен опытом и лучшими практиками и т.п. Система непрерывного и планомерного повышения квалификации должна будет учитывать профессиональные дефициты и интересы 13 педагогов, предлагать цифровые, в том числе дистанционные формы реализации. Проектом предполагается, также, поддерживать развитие «горизонтального обучения», которое в отличие от классической модели, когда кто-то учит и оценивает, предполагает создание профессионального сообщества. Оно аккумулирует опыт, обеспечивает обмен мнениями между равными участниками, говорящими на одном языке и понимающими друг друга. В этой связи особое значение приобретает организация методических объединений разного уровня, стажировочных площадок, центров и т.п., работа которых направлена на внедрение инноваций и широкое распространение опыта их применения. В проекте говорится об«опережающем обучении» педагогов новым образовательным технологиям и использовании в педагогической практике «подтвердивших эффективность методик и технологий обучения». Ответ на вопрос о том, какие это методики и технологии, даѐт другой федеральной проект –«Современная школа». Среди его задач –внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, разработка методологии и критериев оценки качества образования.Результатом осуществления проекта станет освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс; обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология», которая рассматривается в качестве интегрирующей для других предметных областей; методология, критерии оценки качества образования и рекомендации по их применению на основе опыта проведения массовых оценочных процедур в Российской Федерации, практики международных сопоставительных исследований качества образования и в интеграции с уже выстроенной системой оценки качества российского образования.В паспорте регионального проекта Новосибирской области «Современная школа» говорится, что к концу 2020 года изучение предметной области «Технология» и других предметных областей будет осуществляться на базе высокотехнологичных организаций, в т.ч. детских технопарков «Кванториум», в не менее чем 3 муниципальных образованиях Новосибирской области. [2]В основе образовательного процесса «Кванториума» [3], который представляет собой современное образовательно-музейное пространство и является, также, инструментом достижения цели федерального проекта «Успех каждого ребенка», лежит деятельностный подход, проектная технология с полным циклом создания инженерного продукта. Обучение в «Кванториуме» предполагает интеграцию различных видов деятельности и познавательной активности, развитие навыков командной работы, способностей искать и анализировать информацию, принимать решения, применять способы изменения объектов и их свойств. Занятия детей и подростков на базе «Кванториумов» позволят выявить, поддержать и развить их способности и таланты.Несмотря на «недошкольное» название именно этот проект позволяет конкретизировать содержание непрерывного образования педагогов дошкольных образовательных организаций. Дошкольное образование является первым уровнем образования, который закладывает основу для успешного школьного обучения, поэтому работа над результатами 14адресованных школе проектов должна начаться задолго до прихода ребенка в еѐ стены. Предметная область «Технология» не имеет аналогов в дошкольном образовании. Однако еѐ цели, такие как формирование трудовых навыков, знакомство детей с миром профессий и профориентация на деятельность в различных социальных сферах, а также использование проектной деятельности в качестве основного метода и формы организации образования перекликаются с задачами, содержанием, методами и формами реализации основных программ ДОУ в отношении образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» и т.д. Робототехника начинается с конструирования, а критическое мышление –с обнаружения причинно-следственных связей и противоречий в ходе познавательно-исследовательской деятельности уже в младшем возрасте. Базовые навыки и умения, о которых идѐт речь в федеральном проекте, это так называемые 4 К –коммуникативность, креативность, критическое мышление и кооперация. Их формирование тоже начинается отнюдь не в начальной школе, ведь коммуникативные навыки, умение работать в коллективе и творческое мышление являются ключевыми результатами дошкольного образования согласно ФГОС ДО. Возрастная категория обучающихся в учреждениях дополнительного образования –5+, в квантумах «Кванториума» –10+. Но именно педагог дошкольного образования может в детском саду выявить способности ребенка, создать условия для их развития, порекомендовать родителям то или иное учреждение дополнительного образования.Требования общества к результатам образования, изменение взглядов на возможности и потребности ребенка заставляют дошкольное образование находиться в постоянном поиске новых содержания, методов и форм. Однако задачи федерального проекта «Современная школа» задают профессиональному поиску новый вектор. Продуктивность развития базовых умений и навыков, способностей и талантов у детей дошкольного возраста во многом зависит от того, является ли это приоритетным направлением деятельности дошкольной образовательной организации, от уровня профессионализма педагогов и созданных организационно-методических и психолого-педагогических условий. Если в педагогическом коллективе отсутствует установка на нововведения и продуманная, разработанная на основе глубокого анализа ситуации программа развития учреждения, то инновационные процессы не возникают.Поэтому системе дошкольного образования требуется сегодня провести «ревизию» выбранных направлений инновационной деятельности учреждений, основных образовательных программ и программ развития, используемых методов и технологий, выявить профессиональные дефициты педагогов, проанализировать ресурсную базу. Направлениями развития дошкольных образовательных организаций и содержанием непрерывного образования педагогов ДОО в ближайшие годы должны стать: 1. Обновление методик, технологий и программ. При этом приоритетными должны стать те, которые способствуют мотивации детей к обучению и вовлечению их в образовательный процесс, развитию исследовательских навыков и умений, способностей работать в команде, критически мыслить и принимать решения.2. Осуществление поддержки способных и талантливых детей. Для этого нужно обеспечить освоение педагогами эффективных, экономичных 15методов выявления у детей способностей и талантов, технологий поддержки таких воспитанников.3. Выстраивание совместно с учреждениями дополнительного образования индивидуального образовательного маршрута детей. Это остро ставит вопрос о создании «образовательной» карты или реестра учреждений дополнительного образования по направлениям развития детей, находящихся в «шаговой» доступности от дошкольной образовательной организации, а также обуславливает установление более тесного взаимодействия с родителями воспитанников.4. Сотрудничество с учреждениями дополнительного профессионального образования, в том числе в ходе внутрифирменного повышения квалификации и стажировок, в форме научного руководства инновационной деятельностью коллективов, а также в рамках центров, инновационных площадок и др., занимающихся внедрением инновационных технологий, обобщением лучших педагогических практик.
ЛИТЕРАТУРА
:1.Национальный проект «Образование». URL: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf(дата обращения: 25.01.2020).
2.Паспорт регионального проекта «Современная школа». URL: http://edu54.ru/upload/files/2019/08/new_pasports_education/01_school_07.06.2019.pdf(датаобращения: 25.01.2020).
3.Кванториум URL: https://www.roskvantorium.ru/kvantorium/