Проблемное поле проекта:
Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры дошкольника, его самостоятельности, творчества, активности, воспитанности. Каждый педагогический коллектив ищет свои пути и подходы к решению проблем национально — регионального компонента средствами художественно-эстетического воспитания, учитывая особенности работы дошкольного учреждения.
Мы постарались реализовать обозначенные условия в рамках конкретного образовательного учреждения, используя имеющиеся у нас педагогические и методические ресурсы.
Для эффективной реализации регионального компонента в образовательном процессе в ДОУ был созданы ряд условий:
1.Наличие методических материалов по национально-культурному и региональному компоненту.
2.Учебно-методическое сопровождение педагогического процесса.
3.Обеспечение достижения образовательных результатов посредством конкретной педагогической технологии.
4. Создание предметно-пространственной развивающей среды с учетом региональных особенностей средствами художественно-эстетического воспитания.
При этом мы учитывали тот факт, что педагогика, ориентированная на гуманизацию воспитательного процесса, применительно к дошкольникам, определяет содержание национально культурного и регионального компонента, как желание больше узнать о своем городе, крае, стране, как проявление симпатии уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа. Общепедагогическими принципами разработанных нами компонентов являются культуросообразность и природосообразность образования, которые позволяют реализовать образовательный и воспитательный потенциал за счет определения соответствующих целей, задач, способов и средств его реализации. При этом приоритетным направлением воспитательно- образовательного процесса является патриотическое и гражданское воспитание, которое нацелено на духовно-нравственное становление и формирование национального самосознания личности ребенка.
Цель: инновационная деятельность по повышению эффективности патриотического воспитания детей ……. возраста средствами художественно-эстетического воспитания.
Ключевые задачи:
1. Разработка оптимальных форм и методов создания образовательного пространства ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию совместной работой дошкольного учреждения, семьи и социальных партнёров.
2. Формирование нравственно-патриотических представлений, чувств, суждений, оценок, развитие познавательных способностей детей…..возраста.
3. Воспитание у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, национальной культуре и традициям своей семьи.
4. Повышение профессиональных компетенций (образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний) педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
5. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение инновационных форм и методов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно- образовательного процесса.
Актуальность темы:
Сегодня перед государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение молодёжи: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступень в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Несмотря на то, что в последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание».
Актуальность проблем, связанных с патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Однако дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях национальных традиций семьи и государства.
Кроме того, недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к Родине, населённой людьми различных национальностей, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитать любовь и уважение к людям, их языку и традициям, живущим рядом.