• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
15 Сен2020

Метод проектирования

15.09.2020. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

     Одним   из  эффективнейших  методов развития творческого  воображения дошкольников считается метод проек­тирования.  Его  популярность объясняется тем, что инструментарий данного метода де­ти осваивают непосредственно на практиче­ских примерах.

     Чтобы ребёнок научился грамотно проек­тировать, ему необходимо увидеть положи­тельные и отрицательные стороны того или иного объекта, явления, найти противоре­чие в предложенной задаче и затем, исполь­зуя различные ресурсы, попытаться подойти к идеальному результату.

     Знакомство с методом целесообразно на­чинать с простых задач. Также необходимо подвести ребёнка к пониманию того, что не следует бояться каких-либо изменений в привычных вещах. Используя приёмы «фантастического сложения» (что будет, если прибавить?) и «фантастического вычитания» (что будет, если убрать?), предложите детям поэкспе­риментировать: что будет, если к дому при­бавить колеса? У стула убрать спинку? К брюкам пришить куртку? Из детского сада убрать кухню?

При решении таких задач ребёнок может проанализировать, какие новые функции появятся у предмета, каким будет конечный результат.

     Эти приёмы хорошо работают на заняти­ях по конструированию, моделированию (особенно с элементами аппликации, рисо­вания, лепки), когда можно получить ре­альный результат

Приведём несколько задач и варианты их решения дошкольниками с использованием метода проектирования.

«Представьте, что из города исчез весь транспорт — машины, автобусы, троллейбусы и т.д. Как быть людям в этой ситуации? Ведь нужно добираться на работу, в школу, дет­ский сад».

Первая реакция детей: «Как хорошо, что можно не бояться транспорта, играть в мяч на дороге, бегать». Затем подумали об эко­логической ситуации — не будет дыма и гря­зи от машин. И наконец, встал вопрос, как же добираться в детский сад, в школу, в поликлинику, на работу.

Налицо противоречие: отсутствие транс­порта, с одной стороны, хорошо, с другой -плохо. Дети предлагали самые разные ре­шения: от простых (перейти всем на самока­ты, велосипеды, ролики и скейты) до слож­ных (расположить заводы, школы, детские сады, больницы, жилые дома близко друг к другу).

Другой пример (хрестоматийный, предло­женный ещё на заре применения теории решения изобретательских задач в детском саду) также связан с методом проектирова­ния. Кроме того, при решении этого приме­ра очень важна нравственная позиция ре­бёнка.

«Одинокому дедушке, живущему в дерев­не, подарили маленького щенка. Дедушка хочет построить своему новому другу будку. Каким должен быть вход в неё?»

Сделать вход маленьким не годится — ведь щенок вырастет, и дедушке придётся всё переделывать. Большой вход также от­вергнут детьми: в будку будет задувать ве­тер, попадать дождь и снег, щенок может простудиться.

Налицо противоречие и разнообразные решения детей: «Вход надо сделать боль­шим, но он должен закрываться и откры­ваться», «Нужны створки или небольшие ставенки», «Сделать дверь на пружине или на резинке», «Роль двери может выполнять обычная плотная ткань.

     Большинство современных педагогов стремятся донести до детей готовые знания, которыми владеют сами. В этом случае роль взрослых сводится к созданию условий для формирования у дошкольников интереса к предлагаемой теме. Используя же метод проектов, воспита­тель становится организатором исследова­тельской деятельности детей, генератором развития их творческого потенциала.

.

На одном из занятий была обыграна сле­дующая ситуация. В лесу поселился разбой­ник — филин, который не давал житья ма­леньким зверятам: зайчатам, барсучатам, мышатам, бельчатам. Необходимо было най­ти решение, позволяющее без каких-либо жестоких действий избавиться от крылатого разбойника. Идеальное решение заключа­лось в том, чтобы филин сам покинул этот лес. Были предложены и уговоры, и задаб­ривания, и откровенно агрессивные дейст­вия (самое мягкие из которых — посадить филина в клетку или сделать для него ло­вушку). Но в результате дети вышли на не­плохое решение — напугать разбойника страшным чучелом., увидев которое филин навсегда улетит из этого леса.

Ещё одна интересная ситуация, связанная с идеальным решением, была предложена детям и обыграна в виде маленького пред­ставления. Ее участниками стали аист, лягу­шонок и три маленькие рыбки. Суть сюжета в следующем: лягушонок, живший в болоте, решил перебраться в чистый пруд. Дети сразу поняли: поскольку в пруду вода гораздо чище, чем в болоте, зелёному лягушонку будет сложно спрятаться ел аиста. Уже после того как аист всё-таки поймал ля­гушонка и приготовился его проглотить, на помощь приплыли маленькие рыбки. По сю­жету рыбки должны были помочь лягушон­ку. Но как? С огромным аистом справиться не просто. Идеальный конечный результат («аист дол­жен сам отпустить лягушонка, широко от­крыв клюв»), появились наиболее удачные решения’ «Рыбки должны пощекотать аисту лапки хвостиком и плавниками», «Станцевать перед аистом красивый танец, чтобы он разинул от удивления клюв, или просто рас­смешить его, показав забавную сценку».

Госуслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

Версия для слабовидящих

Сведения об образовательной организации

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Руководство
  • Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
  • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
  • Стипендии и меры поддержки обучающихся
  • Международное сотрудничество
  • Организация питания в образовательной организации
  • Образовательные стандарты и требования
  • Противодействие коррупции
  • Методическая копилка
    • Детские исследовательские работы, проекты
    • Лучшее оформление помещений, территории, участка
    • Презентации
  • Противодействие терроризму
  • Охрана труда
  • Гостевая книга

Ссылки

Официальный интернет-портал правовой информации

Архив новостей

  • Апрель 2025
  • Март 2025
  • Февраль 2025
  • Декабрь 2024
  • Ноябрь 2024
  • Сентябрь 2024
  • Август 2024
  • Июнь 2024
  • Май 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Январь 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июль 2023
  • Июнь 2023
  • Май 2023
  • Апрель 2023
  • Март 2023
  • Февраль 2023
  • Январь 2023
  • Декабрь 2022
  • Ноябрь 2022
  • Октябрь 2022
  • Сентябрь 2022
  • Август 2022
  • Июль 2022
  • Июнь 2022
  • Май 2022
  • Апрель 2022
  • Март 2022
  • Февраль 2022
  • Январь 2022
  • Декабрь 2021
  • Ноябрь 2021
  • Октябрь 2021
  • Сентябрь 2021
  • Август 2021
  • Июль 2021
  • Июнь 2021
  • Май 2021
  • Апрель 2021
  • Март 2021
  • Февраль 2021
  • Январь 2021
  • Декабрь 2020
  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Декабрь 2015
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Январь 2015
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
"Центр повышения квалификации" © 2017
  • Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты