А.С. Журавлева
«В каждом из нас слишком много винтов,
колес и клапанов, чтобы мы могли судить друг
о друге по первому впечатлению или по
двум-трем внешним признакам»
А. П. Чехов
Толерантность считается одной из важнейших составляющих идеологий гуманной педагогики, эстетики жизни, принципов человеческого поведения в обществе. В формировании данных качеств особое значение имеет освоение детьми разных видов искусства.
Актуальность выбранного возраста для воспитания толерантной культуры обусловлена тем, что ведущим видом деятельности именно у дошкольников является игра. Через игру дети более быстро и эффективно принимают новые нормы поведения и морали, так как имеют возможность примерить различные социальные роли.
Считаю, что реализация данного проекта не только будет способствовать повышению уровня социокультурной толерантности дошкольников, но и повысит профессиональную компетенцию воспитателей и родителей в вопросах толерантного воспитания детей.
Народные игры
1. «Одень тюбетейку»
Цель: воспитывать любовь к фольклору татарского народа.
Ход игры.
Тюбетейка — это традиционный головной убор для мужчин. Тюбетейку принято красиво украшать бисерами, вышивать узоры красивыми, разноцветными нитками. У татар есть игра, связанная с тюбетейкой. Она так и называется «Одень тюбетейку».
Правила игры. Игра проводиться под музыку.
Дети стоят в кругу приговаривая слова, передают Тюбетейку.
«Тп – тп тбтй
Тбте укалы
Чиккн матур тбте
Мен кемд тукталды. «
На ком остановилась Тюбетейка тот и дает команду к выполнению задания, например:
Сикер, сикер (прыгай)
Утыр, утыр (садись)
Йгер, йгер (беги)
Бие, бие (танцуй)
Уйна, уйна (играй)
Все дети выполняют команду.
Игра повторяется.
Второй вариант игры: у кого остается тюбетейка, тому и дается наказание: спеть песенку, рассказать стишок, кричать как петушок, и т. д. Игра так продолжается.
2. «Колечко», («Йозек салыш»)
Цель: воспитывать любовь к фольклору татарского народа.
Игра проводится под музыку. Правило игры. Водящий зажимает колечко между ладонями, все игроки подставляют ему свои руки «лодочкой». Водящий, вкладывая свои руки в руки участников, должен передать колечко любому из игроков так, чтобы остальные не догадались кому именно. После этого произносится фраза «Колечко – колечко, выйди на крылечко!» Тот, кому колечко досталось, должен выбежать на место водящей, остальные же должны попытаться его удержать, если, конечно, сообразят вовремя, кто именно собирается бежать. Если получившему колечко удается выбежать, то в следующем водит он, если нет – водящий остается тот же.
Дидактические игры
1. «Имена» Педагог по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»
2. «Узнай, про кого расскажу» Педагог описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идёт речь.
3. «Все мы разные» Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге.
Например: «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом — в другой.
Коммуникативные игры:
1. «Приветствие»
Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга, передавая по кругу мяч. Дети называют свое имя и присущие им качества.
2. «Чем мы похожи»
Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого – либо реального или воображаемого сходства с собой.
Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живем на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого–нибудь из участников таким же образом.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.
«Подарочный бантик»
Приглашаются «синие» участники команды, им раздаются по 1 атласному бантику (2,5 м.). Задание: обвязать всю команду подарочным бантиком на время.