И.В.Мельникова, Н.М. Ушенина
Одной из задач, на решение которой направлен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт , является: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Взаимодействие с родителями начинается с момента поступления ребёнка в детский сад. На первом родительском собрании мы объясняем родителям всю систему работы в коррекционной группе и берём письменное согласие на видеосъёмку и дальнейшее использование фото- и видеоматериалов в своей работе. Далее идёт ежедневное взаимодействие с родителями через группу в социальной сети ВК «Логопедическая копилка». Использование видео имеет свои преимущества для всех, кто задействован в коррекционном процессе: для логопеда, для родителя и для ребёнка. Как изначально у нас появилась мысль делать видеосюжеты для родителей? В группе часто бывают творческие задания и каждую неделю дети учат стихи или загадки по лексическим темам. После таких занятий многие родители спрашивают и интересуются: как ребёнок рассказал, всё ли рассказал, громко или тихо рассказывал. Тогда и появилась мысль делать видео детских выступлений. Изначально планировалось просто показать родителям результат выполненных заданий (стихи, творческие рассказы). Но постепенно появились новые задачи: — помочь детям справиться с волнением, учить эмоционально преподносить информацию; — сделать ситуацию выступления обычной, не стрессовой, а детей успешными. Это было самое начало… С тех пор прошло четыре года. Для нас открылись новые грани использования видео в системе нашей работы. Использование видеосюжетов даёт следующие преимущества логопеду: — создать условия для демонстрации разнообразных приёмов работы; — наглядно показать требования к речи ребёнка на каждом из этапов работы; — повысить мотивацию как у детей, так и у родителей к дальнейшей работе; — сохранить удачные детские выступления для демонстрации опыта работы перед коллегами, родителями, а главное для демонстрации самому ребёнку его выступления. У родителей тоже появились новые возможности участия в совместной коррекционной работе: — увидеть своего ребёнка со стороны; — обратить внимание на поведение ребёнка (волнение, расторможенность, суета, взгляд в сторону, накручивание одежды), на позу ребёнка (поднятые плечи, зажатость, напряжённость) — услышать речь ребёнка (звукопроизношение, интонация, эмоции, быстрый темп); — сравнить речь и поведение ребёнка в течение разного периода времени; — наглядно увидеть приёмы работы; — взять на заметку, над чем надо работать, на что обратить внимание. У детей появляется мотивация для заучивания стихов наизусть, для выполнения творческих заданий. Они имеют возможность: — успешно «выступить» перед сверстниками; — учиться справляться с волнением, адаптироваться к ситуации выступления; — анализировать своё звукопроизношение; — находиться в ситуации взаимовыручки, поддержки; — учиться слушать выступления других, давать собственную оценку своего выступления и выступления своих друзей. В процессе работы мы используем видео как на индивидуальных занятиях, так и на групповых занятиях. На индивидуальных занятиях мы имеем возможность показать родителям приёмы работы на разных этапах коррекции звукопроизношения, дать образец инструкции для выполнения того или иного задания, продемонстрировать пособие и варианты работы с ним. Из видеосюжетов с групповых занятий родители могут взять на заметку, как логопед даёт инструкцию, какие виды заданий использует, как правильно объяснить и как добиться, чтобы ребёнок был успешен, как дети справляются, как ведут себя на занятии. Очень быстро мы стали получать от родителей обратную связь. Родители поддержали нас и стали присылать ответные видео с выученными стихотворениями, с рассказами, с творческими работами. Дети охотнее выполняют задания, зная, что это видео увидит логопед. Им нравится смотреть видео со своим участием, они ощущают себя в роли артистов. Ребята с удовольствием смотрят выступления своих друзей, анализируют, сравнивают. Таким образом, использование в работе логопеда видеосюжетов и видеоуроков даёт преимущества для успешной коррекционной работы всем участникам образовательного процесса.