Система работы по организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста как фактор развития их познавательной активности
Одним из ведущих видов деятельности в дошкольном учреждении является детское экспериментирование. Это сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребёнком. В результате экспериментирования ребенок постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности – от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке её опытным путём.
Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. Ребёнок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познаёт окружающий мир, развивает интеллект.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребёнка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.
Основными задачами экспериментирования являются:
- развитие у детей познавательных способностей;
- знакомство с различными свойствами веществ; с основными видами и характеристиками движения; с физическими явлениями;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
- формирование навыков выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру:
- постановка исследовательской задачи;
- прогнозирование результата;
- уточнение правил безопасности в процессе экспериментирования;
- выполнение;
- наблюдение результатов эксперимента;
- фиксирование результатов эксперимента;
- формулировка выводов.
Уголок экспериментирования представляет собой тихую зону в помещении группы. Традиционно он размещается рядом с центрами книги и продуктивного творчества, на отдалении от уголков двигательной активности и шумных игр. Оформить место для опытной деятельности можно в классическом стиле любого уголка детского сада: набор мебели, распределённая по полкам материальная база, эстетические элементы (картинки, эмблема, игрушки). Правильный выбор материалов и инструментов для детского экспериментирования, оптимально удобное и понятное их расположение в уголке — условия успешного формирования и развития практических навыков воспитанников в познании окружающего мира.
В уголке экспериментирования в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этом полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Поощряя детскую любознательность, направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.
Дошкольник активно стремиться узнать об окружающем его мире как можно больше. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия.
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.
Результаты своих исследований дети, родители и педагоги оформляют в виде макетов, коллажей, фото и видеоматериала, презентаций, книжек-малышек, альбомов и газет, выпусков видеоотчётов по проекту, рассказывающих о реализации задуманного по темам проектов и проведённых мероприятиях.