Авторы: Тюкалова Светлана Владимировна, Назаренко Елена Васильевна
Библиографическое описание: Тюкалова С. В., Назаренко Е. В. Обучение грамоте в добуквенный период. // Молодой ученый. — 2020. — №9. — С. 177-181. — URL https://moluch.ru/archive/299/67736/ (дата обращения: 10.03.2020).
Обучение первоначальным навыкам чтения и письма является сложным психологическим процессом, для овладения которым, кроме общего и речевого развития, необходима достаточная зрелость психофизических функций: фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, внимания, памяти.
Задачи добуквенного периода:
1. развитие фонематического слуха;
2. умения вычленять звуки из слова;
3. производить слого-звуковой и звуковой анализ слов;
4. сравнивать звуки в похоже -звучащих словах.
На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения.
На занятиях вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, слоги, ударение. Дети делят слова на слоги с использованием графических схем. Дети шести лет, владея умением выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам, свободно оперируют условно- символическими моделями: составляют звуковые модели слов из цветных фишек-заместителей, подбирают к различным звуковым моделям соответствующие слова (состоящие из трех, четырех и пяти звуков).
В этом возрасте детей учат делить речевой поток на предложения, предложения — на отдельные слова, делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении.
Таким образом, дети овладевают анализом предложений, состоящих из 3–5 слов.
Ознакомление детей со знаковой системой языка. Детей старшего возраста знакомят с буквами русского алфавита, принципом позиционного чтения, затем обучают по слоговому и слитному способами чтения, учат составлять слова и предложения из букв азбуки и т. д.
Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы.
− Опознание буквы в ее связи со звуком.
− Слияние нескольких букв в слог.
− Слияние нескольких слогов в слово.
− Объединение нескольких слов в законченную фразу.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста.
− Ребенок должен быть психологически готов к обучению грамоте. У него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика.
− Обучение следует проводить с использованием игровых методик.
− Обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне.
− Процесс обучения грамоте должен строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков.
− В основе обучения грамоте детей с нарушениями речи лежит звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза.
− Очень важно не смешивать в своей речи и речи детей понятия «звук» и «буква». С самого начала обучения дети имеют дело со звуками речи. Дошкольники часто путают названия букв (дэ, ша, вэ и т. д.) со звуками. Эта путаница будет им мешать при обучении в школе. Для того чтобы подобного не случилось, педагог должен сам твердо усвоить, когда речь идет о звуках, а когда о буквах.
Звуки мы слышим и произносим, ощущаем их на слух и речевыми органами (губами, языком и т. д.). Буквы видим, пишем, раскрашиваем, вырезаем, ощущаем руками и т. д.
− Гласные звуки — это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты). В русском языке 6 гласных звуков: А,О, У, Ы, Э, И.
− Согласные звуки — это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-…). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего цвета (синие кружочки или квадратики), для согласных мягких — зеленого (зеленые кружочки или квадратики).
− Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г,…] — в словах звучат сердито (твердо).
− Согласные мягкие звуки [ПЬ-П’, БЬ-Б’, ТЬ-Т’, ДЬ-Д’, МЬ-М’…] — в словах звучат ласково (мягко).
− Звуки [Ш, Ж, Ц] — всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).
− Звуки [Ч, Щ, Й] — всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).
− В русском языке 10 гласных букв (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю). − В русском языке 21 согласная буква (Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ).
И еще 2 особенные буквы — это Ь и Ъ.
Какие слова не даём дошкольникам для звукового анализа:
1. С йотированными гласными Е, Ё,Ю, Я. В начале слова они составляют 2 звука: Й+А, Й+О и пр. (ЯМА, ЁЛКА); после согласной — звучат как нейотированные, смягчая предыдущую согласную (МЁД, НЯНЯ, ЛЮК).
2. С безударной гласной О (КОРОВА, ОГУРЕЦ, МОЛОКО).
3. С безударным гласным Э. Он в безударной позиции подвергается редукции и становится близким к звуку И. (ЭТАЖЕРКА, ЭКСКАВАТОР).
К тому же слов, где Э пишется так же, как произносится, не более 10 (Эмма, Элла, Эдик, эхо, мэр, пэр, сэр, дуэт, силуэт, эму). Такого количества сложных по значению слов недостаточно для обобщенного представления о звуке!
4. С аффрикатами Ч, Ц, так как они сами являются составными (ЧЬ=ТЬ+Щ, Ц=Т+С)
5. Со звонкими согласными Б, В, Д, Г, З, Ж в конце слова и перед глухой согласной, так как они оглушаются (ЮБКА, ГОД, НОЖ, НИЗКО, ВСЕ, ПОДСТАВКА).
6. С непроизносимыми согласными ГРУСТНЫЙ, СЕРДЦЕ, ПРАЗДНИК.