Следует учитывать, что узкая специализация локальных программных документов обуславливает необходимость их использования в комплексе — в противном случае может быть нарушена гармоничность реализуемого учебно-воспитательного комплекса. При этом нельзя утверждать, что одна парциальная разработка превосходит остальные, поэтому при выборе программного содержания управляющему составу ДОУ важно провести целевую мониторингово-исследовательскую работу.
Парциальные программы, направленные на развитие познавательной деятельности
Формирование познавательной активности ребенка, способствующее активному интеллектуальному и творческому развитию, базируется на поощрении любознательности, инициации исследовательской и экспериментальной деятельности, последовательному расширению комплекса знаний о себе, своей семье, других людях, окружающих предметах и мире в целом.
Парциальные программы по познавательному развитию в ДОУ по ФГОС, проектируемые с учетом возрастного фактора, реализуются через:
- выявление интересов детей, пересмотр традиционных методов педагогической работы по направлению;
- формирование базовых предпосылок для ведения сознательной исследовательской работы;
- приобщение воспитанников к общекультурным ценностям;
- ознакомление с базовыми понятиями о предметах и явлениях окружающего мира (размер, форма, цвет, количество);
- создание условий для понимания малышами природы причинно-следственных связей, пространственных и временных рамок;
- формирование представлений о природе, народах, национальностях и планете Земля — доме всего человечества;
- закрепление элементарных методических представлений;
- экологическое воспитание.
К популярным авторским парциальным программам для дошкольников, реализуемым в рамках данного направления, нужно отнести следующие:
1. «Математика в детском саду» (автор — В.П. Новикова). Образовательная работа по данной парциальной программе проводится в занимательной игровой форме, способствующей легкому запоминанию математических категорий. В ходе занятий дошкольники овладеют устойчивыми навыками счета, познакомятся с процессами прибавления и вычитания, научатся решать простейшие математические задачи.
2. «Юный эколог» (автор — С. Н. Николаева) Данная парциальная программа в ДОУ по ФГОС, одобренному Федеральным экспертным советом по общему образованию, поможет привить основы экологической культуры: осознанное отношение дошкольников к явлениям окружающего мира, желание хранить и приумножать красоту природы.
3. «Развитие у детей представлений об истории и культуре» (авторы — Л. Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова).
Программа, направленная на формирование у дошкольников базисов духовной культуры, гуманного отношения к человечеству и результатам его деятельности, уважения к ценностям мировой цивилизации.
Другие парциальные программы детского сада развивающей направленности: «Паутинка» (автор — Ж. Л. Васякина-Новикова), «Наш дом — природа» (автор — Н.А. Рыжова), «Непреходящие ценности малой Родины» (автор — Е. В. Пчелинцева).
Парциальные программы по речевому развитию
Речевое развитие в дошкольном возрасте осуществляется через активацию коммуникативных навыков, знакомство с художественными текстами. Наиболее популярная парциальная программа по речевому развитию в ДОУ по ФГОС — «Развитие речи у детей дошкольного возраста» (автор — О.С. Ушакова), разработанная с учетом возрастных особенностей детей 3-7 лет. Содержит новые принципы обучения дошкольников родному языку, адаптированные для младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Занятия по программе строятся с учетом взаимосвязи комплекса задач речевого развития малышей, а потому способствуют быстрому овладению навыками устной и письменной речи, осознанию принципов образности, формированию навыков словесного творчества.
Также широко востребована специализированная программа речевого развития «Азбука общения» (авторы — Л.М. Щипицина, О.В. Защеринская, А.П. Воронова и др.), утверждающая необходимость ответственного отношения педагогов дошкольного образования и представителей семей к вопросам речевого воспитания малышей возрастом 3-7 лет.
Реализация данного психолого-педагогического курса нацелена на формирование у дошкольников адекватных мотивационных установок по отношению к себе, членам семьи, окружающим в ходе выполнения специально разработанных тренингов и игровых упражнений. Особенностью данной программной разработки являются конспекты занятий, адаптированные для ведения индивидуальной и групповой педагогической работы, а также применение метода сопереживания — развития спектра эмоциональных переживаний ребенка и развитию способности передачи оттенков настроения, что гарантирует не только простоту социально-речевой адаптации воспитанников в будущем, но и возможность точного прогнозирования поведенческих реакций.
Парциальные образовательные программы по социально-коммуникативному развитию
Формирование социально-коммуникативных компетенций дошкольников является одной из ключевых задач современной педагогики ввиду стратегической важности адаптации воспитанников к требованиям общества и условиям стремительно меняющейся действительности.
- Парциальная образовательная программа дошкольного образования по ФГОС, направленная на обеспечение условий, необходимых для адаптации детей дошкольного возраста в детском коллективе и обществе, реализуется посредством:
- разъяснения норм поведения, принятых в обществе, нравственных и моральных ценностей;
- привития навыков самостоятельности, самообслуживания;
- воссоздание типичных коммуникативных ситуаций, способствующий формированию у воспитанников навыков взаимодействия (в т.ч. для решения актуальных бытовых, учебных, творческих задач) со сверстниками и взрослыми;
- привитие основ безопасного поведения в социуме, в быту, во время пребывания на природе;
- развитие у детей социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию;
- формирование уважительного отношения к социокультурным ценностям российского народа, чувства принадлежности к российской нации и Отечеству;
- обеспечение условий, необходимых для социализации дошкольников.
Социально-личностное развитие дошкольников осуществляется через реализацию парциальных программ ДОУ по ФГОС, представленных в таблице, доступной для скачивания.
Парциальные программы ДОУ по ФГОС по художественно-эстетическому развитию
Воспитание чувства прекрасного в дошкольном возрасте предусматривает приобщение к различным видам творческой активности. Парциальные образовательные программы художественно-эстетического профиля реализуются через:
- формирование восприятия дошколятами окружающей действительности через призму эстетического видения;
- знакомство с разными видами искусства во время музыкальных занятий, обучение рисованию, осуществления конструкторско-модельной деятельности;
- воспитание осознанного отношения к творческой активности — развитие умения слушать, видеть, оценивать прекрасное, различать различные эмоциональные состояния, переданные произведениями словесно-образного, музыкального, художественного искусства;
- развитие способностей к преобразованию окружающего пространства.
Основные парциальные программы в ДОУ художественно-эстетического цикла предусматривают интеграцию различных видов творчества в ходе проведения комбинированных занятий.
Ввиду недостаточной способности к концентрации внимания, обусловленной возрастным фактором, дошколята могут легко переключаться с одного вида творческой деятельности на другой. Вместе с тем для интегрированных занятий характерна организация продуктивной деятельности детей по широкому кругу компетенций — рисование, ручной труд, пение, словесное творчество, организация музыкально-игровых импровизаций, подготовка театральных постановок, творческое экспериментирование. Благодаря органичному объединению элементов различных видов искусства, предусмотренному содержанием авторских программных разработок, удается создать оптимальные условия для развития детской креативности и предпосылки для самостоятельной творческой деятельности.
Обзор парциальных программ художественно-эстетического цикла
Парциальные программы физического развития и здоровья дошкольников
В условиях необходимости сохранить здоровье детей дошкольного возраста, приобщить воспитанников к здоровому образу жизни востребованными являются парциальные программы по физическому воспитанию в ДОУ по ФГОС дошкольного образования, направленные на ведение оздоровительной деятельности в детском саду, выполнение нестандартных физических упражнений для развития и поддержания физического здоровья малышей.
Ввиду того, что у дошколят наблюдается неравномерные темпы физиологического развития (при активном росте скелета, формировании мышечной и нервной систем сохраняются ограниченные двигательные возможности, недостаточная координация движений, отсутствие чувства ритмичности), очень важно обеспечить гармоничность здорового роста за счет точечного педагогического воздействия, предусмотренного в авторских программных разработках.
Популярные авторские парциальные программы оздоровительного профиля: «Играйте на здоровье» (авторы — Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова) — дополнительная программа, способствующая повышению эффективности комплекса физического воспитания детей в ДОУ посредством формирования устойчивого интереса малышей к подвижным играм, обогащения двигательного опыта, воспитания положительных морально-волевых качеств, приобщения воспитанников к здоровому образу жизни. «Искорка» (автор — Л.Е. Симошина), включающая теоретический и практический разделы.
Программой рекомендовано использование шести вариантов моторно-сенсорной организации занятий по физкультуре, а также подтверждена целесообразность акцентирования внимания не на объеме физической нагрузке докшколят, а качестве выполнения упражнений и значимости умеренного закаливания. «Здравствуй!» (автор — М. Л. Лазарев) — парциальная программа, предусматривающая использование музыки как неотъемлемого компонента комплекса физического воспитания детей. В программный курс включены примеры оздоровительных и познавательных технологий, способствующих развитию личности ребенка. «Здоровье» (автор — В. Г. Алямовская). Данная программная разработка базируется на выделении четырех направлений (физическое, психологическое, духовное и нравственное здоровье детей), педагогическая работа по которым способствует воспитанию гармонично развитой, самостоятельной личности.
Технология «Старт» (автор — Л.В. Яковлева, при содействии члена Федерального экспертного совета Минобразования РФ Р.А. Юдиной и д.м.н. Л.К. Михайловой). Главная особенность программы — отказ от возрастной классификации как фактора возможного торможения психофизического развития ребенка. Автор представляет методики диагностирования двигательной активности дошкольников, возможности использования стандартного и нестандартного спортивного инвентаря при организации занятий в детском саду, а также примерные комплексы оздоровительной гимнастики с конспектами. В заключение напомним, что характеристики парциальных программ изучаются на педсовете, после чего принимается решение по их реализации и подтверждается оформлением локальных актов соответствующего содержания. Специализированные программы, не прошедшие государственную экспертизу на муниципальном, региональном или федеральном уровнях, к использованию в ДОО не допускаются.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.