Оксана Скоролупова вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС)
Чтобы повысить качество образования в вашей дошкольной организации, выберите годовые задачи и составьте план работы на новый учебный год с учетом запросов родителей, профессионального уровня педагогов и государственной политики в сфере образования. В статье – рекомендации, сколько и какие годовые задачи нужно выбирать на новый учебный год, как их правильно формулировать, и план мероприятий на примере одной из годовых задач.
Годовой план работы дошкольной организации – это система мероприятий,
которая предусматривает порядок, последовательность и сроки
их выполнения, а также ответственных. Все мероприятия в годовом
плане должны помочь педагогическому коллективу выполнить годовые задачи,
которые стоят перед ним в новом учебном году. Читайте в статье, какие
разделы должны быть в годовом плане работы дошкольной организации
и какие мероприятия нужно запланировать, чтобы выполнить годовые задачи.
Какие разделы должны быть в годовом плане работы
Годовой план – локальный нормативный акт дошкольной образовательной организации, который коллегиально разрабатывают и обсуждают на заседании члены педагогического совета. К обсуждению проекта годового плана нужно привлекать весь коллектив. Это позволит избежать противоречий, недопонимания, а также поможет мотивировать педагогов к совместной работе в течение учебного года. Ведь им предстоит потом выполнять то, что будет запланировано. Каждый педагог должен осознать свою ответственность за результат реализации годового плана.
Наиболее рациональная структура годового плана включает: аналитический раздел, а также разделы по работе с кадрами, организационно-методической работе, взаимодействию с семьей, преемственности в работе дошкольной организации со школой, административно-хозяйственной работе.
Пример структуры годового плана дошкольной организации
В каждом из разделов плана необходимо предусмотреть соответствующие мероприятия, которые потом будут проводиться в течение учебного года. За каждым мероприятием закрепляется ответственный: заведующий дошкольной организацией, его заместители или педагоги.
Таким образом, разработка проекта плана – совместная деятельность, в которой участвуют все, кто будет задействован в его последующей реализации. Каждый член педагогического совета или группа педагогов составляет ту часть плана, за которую отвечает. Например, старший воспитатель планирует методическую работу, работу с кадрами и родителями и привлекает к разработке этих разделов всех педагогов.
Для того чтобы годовой план помог организовать эффективную работу педагогического коллектива в течение учебного года, необходимо учитывать стартовый уровень состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольной организации на момент начала планирования. Также важно выбрать оптимальные пути и средства, которые позволят педагогам достичь запланированных результатов, и отразить их в плане.
Срок действия годового плана – один учебный год, который продолжается с сентября по август (образовательный процесс не прекращается в детском саду и в летний период). План на следующий учебный год разрабатывается в мае – июне текущего года. Таким образом, руководитель дошкольной организации утверждает годовой план ежегодно. При этом годовой план должно принять большинство членов педагогического совета. После этого его можно считать локальным нормативным актом, выполнять который обязаны все члены педагогического коллектива.
Годовой план на каждый новый учебный год является уникальным, разрабатывается с учетом особенностей педагогического коллектива, возможностей дошкольной организации в данный период. Поэтому нельзя просто взять прошлогодний документ, поменять в нем даты и утвердить на новый учебный год. Также недопустимо использовать готовый годовой план другой дошкольной организации.
Какой вариант оформления годового плана выбрать
Есть различные варианты, как оформить годовой план: блочное планирование или планирование по разделам, планирование по месяцам, схематично-блочную форму. Каждый из этих вариантов имеет как положительные стороны, так и отрицательные.
Блочное планирование или планирование по разделам. В этом случае каждый блок годового плана планируется отдельно: сначала расписывается весь необходимый набор мероприятий, затем они распределяются по месяцам в зависимости от приоритетности задачи.
Положительные стороны: план можно оформить на листах формата А4 и хранить в отдельной папке, что очень удобно. При этом на стадии разработки плана можно легко комбинировать различные формы методической работы, меняя местами строки на компьютере. При таком оформлении виден каждый блок работы с педагогами и преемственность между мероприятиями.
Отрицательные стороны: когда план уже сверстан и утвержден на заседании педагогического совета, он приобретает достаточно статичный вид, в него трудно вносить изменения; требуется дополнительно оформлять план работы на месяц.
Образец годового плана схематично-блочной формы
Скачать
Схематично-блочная форма плана. При таком варианте аналитический раздел
оформляется отдельно. Мероприятия остальных разделов плана заносятся
в таблицу, где по вертикали располагаются разделы плана (блоки),
а по горизонтали в отдельных графах – месяцы учебного года
и мероприятия. План оформляется на большом листе бумаги (формата А3
или А2).
Положительные стороны: каждый блок методической работы (то есть столбец таблицы) виден в целом; можно проследить преемственность между разными разделами плана (строки таблицы). Также в плане-таблице можно оставить «лакуны» – незаполненные клетки и впоследствии вносить в них дополнительные мероприятия по мере корректировки плана. При этом нет необходимости составлять план работы на месяц: стоит взглянуть на соответствующую горизонтальную строку – и все мероприятия текущего или следующего месяца перед глазами.
Отрицательная сторона данной формы плана – его громоздкость. Большой лист бумаги с планом-таблицей требует много места, доступного для всех педагогов. Однако некоторые старшие воспитатели нашли выход из этой ситуации. Они разбивают учебный год на кварталы и оформляют план на квартал на листе бумаги А3, используя возможности компьютера. В результате план получается более компактным и остается удобным для работы и старшего воспитателя, и других педагогов дошкольной организации.
Планирование по месяцам. Такой вариант планирования предусматривает оформление аналитического раздела и распределение мероприятий остальных разделов плана сразу по месяцам учебного года. При этом отпадает необходимость составлять планы работы на месяц – это плюс. Но есть и минус – отсутствие преемственности между мероприятиями каждого раздела.
Сколько и какие годовые задачи выбрать на новый учебный год
Важный этап в планировании работы педагогического коллектива – определение годовых задач. Их может быть две – максимум три, ведь чтобы реализовать эти задачи, в разделах годового плана необходимо предусмотреть организационные и контрольные мероприятия.
К каждой годовой задаче планируются 2–3 групповые консультации и несколько индивидуальных, семинар-практикум, открытые просмотры разных форм образовательного процесса в разных возрастных группах, иные формы работы с кадрами (тренинги, деловые игры, квесты и др.). Для каждой из годовых задач определяются несколько (до 4–5) вопросов оперативного контроля и обязательно одна тематическая проверка. Выставки методической литературы, обобщение опыта работы педагогов, проведение конкурсов педагогического мастерства по каждому из направлений работы также необходимы для реализации поставленных задач.
Чтобы годовые задачи решались эффективно, нужно объединить усилия дошкольной организации и семей воспитанников. Для этого в годовом плане необходимо предусмотреть мероприятия с родителями. Также с ними связано укрепление материально-технической базы, которое нужно отразить в разделе «Административно-хозяйственная работа». Таким образом, ни в коем случае нельзя перегружать годовой план многочисленными задачами.
Что нужно учитывать педколлективу при формулировании задач годового плана
Члены педагогического совета под руководством заведующего дошкольной организацией формулируют годовые задачи на основе проведенного за предыдущий год (а лучше 2–3 года) анализа педагогического процесса. Этот анализ позволяет выделить сильные стороны педагогической работы и зоны риска, которые мешают педагогам качественно реализовывать образовательную программу. Как правило, годовые задачи направлены на преодоление зон риска.
Кроме внутренних оснований для формулировки годовых задач по итогам анализа педагогического процесса, педагогический коллектив должен учитывать внешние основания. К ним относятся: стратегические направления государственной политики в сфере образования, задачи региональных и муниципальных программ развития образования, установки учредителя дошкольной организации.
Рассмотрим подробно внешние основания, которые вы можете использовать, чтобы сформулировать годовые задачи на 2019/20 учебный год. Первый документ, на который стоит обратить внимание, – Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». На основании данного документа ориентирами в работе вашей дошкольной организации на новый учебный год могут быть: развитие различных форм дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, а также расширение спектра программ дополнительного образования.
Стратегические задачи развития РФ на период до 2024 года1 | |
достичь 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет; создать современную и безопасную цифровую образовательную среду, которая обеспечит высокое качество и доступность образования всех видов и уровней; сформировать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся |
Отдельным направлением работы педагогического коллектива может стать внедрение в образовательный процесс цифровых образовательных ресурсов и технологий электронного образования. Задача обеспечить общедоступность дошкольного образования для детей младенческого и раннего возраста также есть в Плане основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства2. Данный план делает актуальной и задачу развития дополнительного образования детей.
В паспорте приоритетного национального проекта «Образование»3 перед всей системой образования поставлена цель – «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Реализация этой цели делает актуальной работу педагогов по формированию у детей системы базовых ценностей.
Чтобы повысить качество образования в вашей дошкольной организации, выберите годовые задачи и составьте план работы на новый учебный год с учетом запросов родителей, профессионального уровня педагогов и государственной политики в сфере образования. В статье – рекомендации, сколько и какие годовые задачи нужно выбирать на новый учебный год, как их правильно формулировать, и план мероприятий на примере одной из годовых задач.
Годовой план работы дошкольной организации – это система мероприятий,
которая предусматривает порядок, последовательность и сроки
их выполнения, а также ответственных. Все мероприятия в годовом
плане должны помочь педагогическому коллективу выполнить годовые задачи,
которые стоят перед ним в новом учебном году. Читайте в статье, какие
разделы должны быть в годовом плане работы дошкольной организации
и какие мероприятия нужно запланировать, чтобы выполнить годовые задачи.
Какие разделы должны быть в годовом плане работы
Годовой план – локальный нормативный акт дошкольной образовательной организации, который коллегиально разрабатывают и обсуждают на заседании члены педагогического совета. К обсуждению проекта годового плана нужно привлекать весь коллектив. Это позволит избежать противоречий, недопонимания, а также поможет мотивировать педагогов к совместной работе в течение учебного года. Ведь им предстоит потом выполнять то, что будет запланировано. Каждый педагог должен осознать свою ответственность за результат реализации годового плана.
Наиболее рациональная структура годового плана включает: аналитический раздел, а также разделы по работе с кадрами, организационно-методической работе, взаимодействию с семьей, преемственности в работе дошкольной организации со школой, административно-хозяйственной работе.
Пример структуры годового плана дошкольной организации
В каждом из разделов плана необходимо предусмотреть соответствующие мероприятия, которые потом будут проводиться в течение учебного года. За каждым мероприятием закрепляется ответственный: заведующий дошкольной организацией, его заместители или педагоги.
Таким образом, разработка проекта плана – совместная деятельность, в которой участвуют все, кто будет задействован в его последующей реализации. Каждый член педагогического совета или группа педагогов составляет ту часть плана, за которую отвечает. Например, старший воспитатель планирует методическую работу, работу с кадрами и родителями и привлекает к разработке этих разделов всех педагогов.
Для того чтобы годовой план помог организовать эффективную работу педагогического коллектива в течение учебного года, необходимо учитывать стартовый уровень состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольной организации на момент начала планирования. Также важно выбрать оптимальные пути и средства, которые позволят педагогам достичь запланированных результатов, и отразить их в плане.
Срок действия годового плана – один учебный год, который продолжается с сентября по август (образовательный процесс не прекращается в детском саду и в летний период). План на следующий учебный год разрабатывается в мае – июне текущего года. Таким образом, руководитель дошкольной организации утверждает годовой план ежегодно. При этом годовой план должно принять большинство членов педагогического совета. После этого его можно считать локальным нормативным актом, выполнять который обязаны все члены педагогического коллектива.
Годовой план на каждый новый учебный год является уникальным, разрабатывается с учетом особенностей педагогического коллектива, возможностей дошкольной организации в данный период. Поэтому нельзя просто взять прошлогодний документ, поменять в нем даты и утвердить на новый учебный год. Также недопустимо использовать готовый годовой план другой дошкольной организации.
Какой вариант оформления годового плана выбрать
Есть различные варианты, как оформить годовой план: блочное планирование или планирование по разделам, планирование по месяцам, схематично-блочную форму. Каждый из этих вариантов имеет как положительные стороны, так и отрицательные.
Блочное планирование или планирование по разделам. В этом случае каждый блок годового плана планируется отдельно: сначала расписывается весь необходимый набор мероприятий, затем они распределяются по месяцам в зависимости от приоритетности задачи.
Положительные стороны: план можно оформить на листах формата А4 и хранить в отдельной папке, что очень удобно. При этом на стадии разработки плана можно легко комбинировать различные формы методической работы, меняя местами строки на компьютере. При таком оформлении виден каждый блок работы с педагогами и преемственность между мероприятиями.
Отрицательные стороны: когда план уже сверстан и утвержден на заседании педагогического совета, он приобретает достаточно статичный вид, в него трудно вносить изменения; требуется дополнительно оформлять план работы на месяц.
Схематично-блочная форма плана. При таком варианте аналитический раздел
оформляется отдельно. Мероприятия остальных разделов плана заносятся
в таблицу, где по вертикали располагаются разделы плана (блоки),
а по горизонтали в отдельных графах – месяцы учебного года
и мероприятия. План оформляется на большом листе бумаги (формата А3
или А2).
Положительные стороны: каждый блок методической работы (то есть столбец таблицы) виден в целом; можно проследить преемственность между разными разделами плана (строки таблицы). Также в плане-таблице можно оставить «лакуны» – незаполненные клетки и впоследствии вносить в них дополнительные мероприятия по мере корректировки плана. При этом нет необходимости составлять план работы на месяц: стоит взглянуть на соответствующую горизонтальную строку – и все мероприятия текущего или следующего месяца перед глазами.
Отрицательная сторона данной формы плана – его громоздкость. Большой лист бумаги с планом-таблицей требует много места, доступного для всех педагогов. Однако некоторые старшие воспитатели нашли выход из этой ситуации. Они разбивают учебный год на кварталы и оформляют план на квартал на листе бумаги А3, используя возможности компьютера. В результате план получается более компактным и остается удобным для работы и старшего воспитателя, и других педагогов дошкольной организации.
Планирование по месяцам. Такой вариант планирования предусматривает оформление аналитического раздела и распределение мероприятий остальных разделов плана сразу по месяцам учебного года. При этом отпадает необходимость составлять планы работы на месяц – это плюс. Но есть и минус – отсутствие преемственности между мероприятиями каждого раздела.
Сколько и какие годовые задачи выбрать на новый учебный год
Важный этап в планировании работы педагогического коллектива – определение годовых задач. Их может быть две – максимум три, ведь чтобы реализовать эти задачи, в разделах годового плана необходимо предусмотреть организационные и контрольные мероприятия.
К каждой годовой задаче планируются 2–3 групповые консультации и несколько индивидуальных, семинар-практикум, открытые просмотры разных форм образовательного процесса в разных возрастных группах, иные формы работы с кадрами (тренинги, деловые игры, квесты и др.). Для каждой из годовых задач определяются несколько (до 4–5) вопросов оперативного контроля и обязательно одна тематическая проверка. Выставки методической литературы, обобщение опыта работы педагогов, проведение конкурсов педагогического мастерства по каждому из направлений работы также необходимы для реализации поставленных задач.
Чтобы годовые задачи решались эффективно, нужно объединить усилия дошкольной организации и семей воспитанников. Для этого в годовом плане необходимо предусмотреть мероприятия с родителями. Также с ними связано укрепление материально-технической базы, которое нужно отразить в разделе «Административно-хозяйственная работа». Таким образом, ни в коем случае нельзя перегружать годовой план многочисленными задачами.
Что нужно учитывать педколлективу при формулировании задач годового плана
Члены педагогического совета под руководством заведующего дошкольной организацией формулируют годовые задачи на основе проведенного за предыдущий год (а лучше 2–3 года) анализа педагогического процесса. Этот анализ позволяет выделить сильные стороны педагогической работы и зоны риска, которые мешают педагогам качественно реализовывать образовательную программу. Как правило, годовые задачи направлены на преодоление зон риска.
Кроме внутренних оснований для формулировки годовых задач по итогам анализа педагогического процесса, педагогический коллектив должен учитывать внешние основания. К ним относятся: стратегические направления государственной политики в сфере образования, задачи региональных и муниципальных программ развития образования, установки учредителя дошкольной организации.
Рассмотрим подробно внешние основания, которые вы можете использовать, чтобы сформулировать годовые задачи на 2019/20 учебный год. Первый документ, на который стоит обратить внимание, – Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». На основании данного документа ориентирами в работе вашей дошкольной организации на новый учебный год могут быть: развитие различных форм дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, а также расширение спектра программ дополнительного образования.
Стратегические задачи развития РФ на период до 2024 года1 | |
достичь 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет; создать современную и безопасную цифровую образовательную среду, которая обеспечит высокое качество и доступность образования всех видов и уровней; сформировать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся |
Отдельным направлением работы педагогического коллектива может стать внедрение в образовательный процесс цифровых образовательных ресурсов и технологий электронного образования. Задача обеспечить общедоступность дошкольного образования для детей младенческого и раннего возраста также есть в Плане основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства2. Данный план делает актуальной и задачу развития дополнительного образования детей.
В паспорте приоритетного национального проекта «Образование»3 перед всей системой образования поставлена цель – «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Реализация этой цели делает актуальной работу педагогов по формированию у детей системы базовых ценностей.
Опережающие задачи развития дошкольного образования нацелены на то, чтобы развивать у детей самостоятельность и инициативность, формировать у них познавательный интерес и способности с учетом потребностей, склонностей, особенностей их развития, а также поддерживать детскую инициативу в познании и освоении окружающего мира. Чтобы выполнить данные задачи, нельзя ограничиваться рамками одного только годового плана работы на определенный учебный год. Поэтому они могут стать задачами программы развития – стратегического плана работы на 3–5 лет. При этом в каждом годовом плане дошкольной организации эти задачи должны быть так или иначе отражены.
Опережающие задачи развития дошкольного образования нацелены на то, чтобы развивать у детей самостоятельность и инициативность, формировать у них познавательный интерес и способности с учетом потребностей, склонностей, особенностей их развития, а также поддерживать детскую инициативу в познании и освоении окружающего мира. Чтобы выполнить данные задачи, нельзя ограничиваться рамками одного только годового плана работы на определенный учебный год. Поэтому они могут стать задачами программы развития – стратегического плана работы на 3–5 лет. При этом в каждом годовом плане дошкольной организации эти задачи должны быть так или иначе отражены.