Методические рекомендации для планирования работы классного руководителя На основе перспективного плана работы школы составляются планы работы классного руководителя, которые могут быть различными по форме, но по существу должны отвечать некоторым обязательным требованиям. План работы классного руководителя предваряется анализом работы за прошедший год; характеристика класса может быть частью этого анализа. Примерные требования к плану воспитательной работы классного руководителя 1. Аналитическая часть Аналитическая часть данного документа включает анализ воспитательной работы за прошедший учебный год и характеристику класса. План анализа воспитательной работы за прошлый год: — задачи, поставленные в начале прошлого учебного года; — какие результаты получены по итогам учебного года (по каждой из поставленных задач)? — что помогло достичь позитивных результатов? — какие задачи не были выполнены и почему? — какие новые проблемы были выявлены и каковы пути их решения? Характеристика класса: — социальный состав учащихся; — общий и качественный процент успеваемости в классе; — дисциплина в классе, посещаемость учебных занятий; имеются ли учащиеся с «проблемным» поведением; ослабленным здоровьем; с «трудными» взаимоотношениями с одноклассниками и т. д. 2. Постановка целей на новый учебный год В содержании целей имеет смысл указать, как соотносится воспитательная работа с социальным заказом, потребностями общества, интересами и потребностями обучающихся и их родителей. 3. Направления деятельности классного руководителя В содержании деятельности классного руководителя по каждому из направлений необходимо отразить: — работу с учителями, преподающими в классе; — работу с родителями; — индивидуальную работу с учениками; — массовые дела класса, классные часы, собрания; — традиции класса; участие в делах школы. 4. Планируемые итоги воспитательной работы Содержание тетради (папки) классного руководителя 1. Список учащихся класса с адресами и фамилиями, телефонами для срочного оповещения. 2. Краткая характеристика семей учащихся: а) морально-психологическая обстановка; б) материальное положение; в) наличие многодетных и малообеспеченных семей, семей, в которых проживают дети, находящиеся на попечении, сироты; 3. Сведения о занятости учащихся во внеурочное время. 4. Сведения о питании учащихся. 5. Сведения об участии учеников в дежурствах по классу и школе, в генеральных уборках, в других делах класса. 6. Тетрадь по работе с «трудными» учащимися (если таковые есть). 7. Ведомости успеваемости учащихся за четверть, полугодие. 8. Карты развития личности. 9. Результаты наблюдений классного руководителя. 10. Информация о работе с ученическими дневниками. Литература: • Л.И. Саляхова Настольная книга классного руководителя. 1-4 классы, Москва, «Глобус» 2007 • Журнал «Практика административной работы в школе», № 5, 2005