Время, в котором мы живем сегодня, можно охарактеризовать как время с активно развивающимися интернет-пространством и информационными технологиями. Современный темп и образ жизни диктуют человеку необходимость быстро и четко принимать решения, выделять главное, вычленять частное из общего. Вот почему педагогическое сообщество обращает пристальное внимание на создание условий для формирования активной, всесторонне развитой личности с самого раннего детства. А это значит, что педагогам необходимо научить ребенка быстро воспринимать информацию любого рода, анализировать ее и находить неординарное решение в различных ситуациях. По этой причине полноценное развитие познавательно-исследовательских способностей ребенка является сегодня актуальным вопросом в области образования.
У каждого ребенка свои индивидуальные познавательно-исследовательские способности.
Они активно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Изучение их развития, динамики их приобретения и есть цель данной работы.
Обучение дошкольников направлено на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе по развитию познавательно-исследовательских способностей детей следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам [4].
Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде» [5]. Вот почему одним из наиболее актуальных и перспективных сегодня методов обучения и воспитания в ДОО на основе интеграции областей познания является проектная деятельность. Она помогает развивать познавательные способности детей, критическое мышление, учить их самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве [3]. Именно при использовании этого метода можно наблюдать взаимодействие трех сторон – педагога, ребенка и семьи. А это считается наиболее эффективным условием развития личности дошкольника, его познавательно-исследовательских способностей.
В детском саду No118 ОАО «РЖД», в котором я работаю, я активно использую проектную деятельность на практике. Мои воспитанники старшей группы с удовольствием занимаются ею.
Успешно реализованы межгрупповой проект «Юные фотографы», групповой проект «Герои войны в моей семье», особый проект «Далекий близкий космос» и многие другие. Их анализ дает ответ на вопрос о динамике развития познавательно-исследовательских способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Мною выделены следующие критерии, по которым проходило обследование уровня развития названных способностей:
–наличие культуры мышления,
–умение видеть проблему,
–умение выдвигать гипотезу,
–умение задавать вопросы,
–умение давать определения рассматриваемым понятиям,
–умение классифицировать,
–умение выдвигать идеи и оценивать их,
–наличие навыков исследовательского поведения.
По результатам мониторинга на начало учебного года я выяснила, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, затрудняются ставить вопросы, отвечать на заданные им вопросы, анализировать, сравнивать, группировать; у большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо.
В процессе реализации проекта «Юные фотографы» были решены следующие задачи: сформировать у детей представления о профессиях фотографа, фотохудожника, фотожурналиста; формировать начальные навыки фотодела и научить компьютерной обработке фотографий; развить коммуникативные навыки, навыки исследовательского поведения, классификации; закрепить умение выдвигать идеи, формулировать гипотезу. В результате дети узнали различия между названными выше профессиями; познакомились с программами для обработки фотографий, освоили их отдельные функции; научились выполнять действия в коллективе, принимать самостоятельные решения, совместно с родителями выполнять домашнее задание по проектной деятельности; у них был сформирован тематический словарь и развиты навыки коммуникации. Итоговым мероприятием стала выставка «Мир моих фотографий», где ребята представили свои художественные фотоснимки, прошедшие необходимую, по их мнению, цифровую обработку.
Проект «Герои войны в моей семье» был посвящен созданию альбома о членах семей воспитанников группы, участвовавших в Великой Отечественной войне. Воспитание гражданских чувств, любви к Родине, родному краю, развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям –вот основные задачи данного проекта. В результате ребята провели много времени с родителями, творчески подошли к созданию семейной странички альбома, узнали историю войны и Великой Победы, историю своей семьи и вычленили только главное, что касалось темы проекта.
«Далекий близкий космос»–это проект, целью которого было закрепление и расширение знаний детей о космическом пространстве, о Земле, о людях, который исследуют космическое пространство. По итогам реализации данного проекта я сделал выводы, что дети называют имена ученых и исследователей в области космонавтики, у детей сформированы более точные представления об отечественной космонавтике, закреплены навыки творческой активности, патриотические чувства, желание быть смелыми, сильными и выносливыми. Итоговым событием стала выставка поделок на тему проекта.
Совместная работа над проектами помогла стимулировать познавательную активность детей, объединить родителей группы, активизировать их творческие способности, развить интерес к новой форме работы –проектированию [2].
В ходе проектной деятельности отмечались отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии дошкольников, стал очевиден их личностный рост. По итогам мониторинга в конце года я убедились, что проектно-исследовательская деятельность оказывает позитивное влияние на развитие познавательно-исследовательских способностей:
–у детей стала проявляться культура мышления;
–появились умения видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения некоторым понятиям, выдвигать идеи и их оценивать; сформировались классификационные умения;
–появилось навыки исследовательского поведения;
–общий и тематический словарный запас пополнился новыми словами.
Литература
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н.Организация проектной деятельности в детском саду // Современное дошкольное образование. 2008. No
- URL: https://sdo-journal.ru/journalnumbers/organizacija-proektnoj-dejatelnosti-v-detskom-sadu.html.
- Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г.Проекты в работе с семьей. М., 2012.
- Захарова М.А., Костина Е.В.Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М., 2010.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. М., 2010.
- Савенков А.И.Методика исследовательского обучения дошкольников. Самара, 2010